Важнейшие источники развития словесного творчества дошкольников – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте образности, выступает фундаментальным условием развития словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении загадок.
Сопоставления предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего. Этот процесс частично и со специфическими целями находил отражение в загадке. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому загадка особенно привлекательна
А.Н. Гвоздев отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста: «Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты» [1].
Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т.д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное овладение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Для этого необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
- во-первых, чтобы дети научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать, надавливать, дуть), для получения разнообразной сенсорной информации;
- во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение и т.д.);
- в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его функцией, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.
Ю.Г. Илларионова рекомендует начинать обучение придумыванию загадок не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Н.Кондратьева, О. Сомкова предлагают использовать модели для развития речетворчества: предметную, предметно-схематическую и схематическую. Так, при помощи предметных моделей формируется умение воспроизводить представления об объекте, отбираются факты и мысленно представляется их взаимосвязь. В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, «кошка», «радуга», «тарелка», «человек». Их можно использовать для рассказа о разных объектах (растениях и животных). И предметная, и предметно-схематическая модель помогаю детям определять последовательность изложения.
В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели. Наполняя его конкретными образами, дети могут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий. Примером может служить дидактическая игра - «Загадки Винни-Пуха» [5;6].
Начинать обучение детей придумыванию загадок можно с помощью опорных таблиц. Вначале необходимо обратить внимание ребенка на опорные таблицы. Каждый символ таблицы означает какое-либо качество предмета: цвет, форму, вкус и т. д. и дает возможность детям лучше запомнить описание:
- воспитатель описывает какой-нибудь предмет, используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая? какие? Если ребенок узнает, что вы ему загадали, педагог спрашивает: как он догадался. Просит еще раз рассказать об этом же предмете, глядя на таблицу;
- затем педагог предлагает ребенку обратную задачу: описать с помощью таблицы любой предмет на выбор, но, не называя его, а заменив его подходящим местоимением;
- наконец пусть ребенок загадает сам загадку, опишет любой предмет, ориентируясь на таблицу [3;4].
Н. Гавриш на начальном этапе предлагает учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. Позже обращать внимание на сочный, колоритный язык загадки, учить понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Например, педагог предлагает загадку «Дедушка без топора мост мостит». Спрашивает: «Как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится?». Затем загадывает еще одну загадку о морозе, обращая внимание детей на то, какими словами о нем говорится. После анализа второй загадки воспитатель спрашивает детей, какая из двух загадок им больше понравилась и почему. Предлагает подобрать определения к слову «мороз», вспомнить другие загадки на эту тему. Позже когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумать загадки о предметах, явлениях действительности.
А. Савенков считает одним из самых эффективных и простых методов с помощью которого, можно развить у детей способность к обобщению – метод определения понятий. Вначале ребенку предлагают дать определение предмету (например «Что такое трамвай?»). Варианты ответов: «Транспортное средство для перевозки людей»; «Это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае мы видим фиксацию родового и видового; во втором случае содержится указание не на сам объект, а на его функцию. В целях уточнения результатов опыта задание можно повторить. Часть детей в этом случае после непродолжительного обдумывания дает более адекватные определения. Важным средством развития умения давать определения являются загадки. Например, загадки-определения: Заворчал живой замок, лег у двери поперек (Собака) [7].
Е.А. Алябьева предлагает следующие игры на развитие воображения и речи детей: игры – путешествия, этюды, игры – беседы, игры импровизации и т.д.
А. Страунинг предлагает методыактивизации творческого мышления: мозговой штурм, графическую аналогию. Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделить в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимые знаки можно предложить детям «поиграть» линией.
Таким образом, загадка формирует у детей любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводит ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Она побуждает ребенка к наблюдению, размышлению, познанию.
Наблюдения за детьми во время проведения экспериментов занятий и игр, показывают, что дети любят не только отгадывать загадки, но и сочинять собственные. Технология развития словесного творчества посредством загадки опирается на воображение и способствует активному развитию речи детей. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство. Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.