Геоинформационные системы (ГИС) и технологии сегодня получили свое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, вне зависимости от того, является ли рассматриваемая проблема глобальной, такой как перенаселение, загрязнение территории, или частной задачей, такой как поиск наилучшего маршрута движения между пунктами следования, подбор оптимального расположения нового объекта недвижимости, или задача муниципального характера, вроде регистрации земельной собственности.
Неоспоримое преимущество ГИС в сравнении с другими системами передачи и обработки данных – это возможность объединения разнородных данных с помощью их представления в виде географической (пространственной) информации. ГИС дает возможность удобного поиска объектов по географическому или любому другому пространственному признаку. И, наоборот, возможность поиска объекта в базе данных по заданным атрибутам с последующим определением его местоположения на карте или схеме, делают ГИС-технологии незаменимыми при создании современных информационно-справочных систем.
Развитие ГИС-технологий приводит к неизбежному росту спроса на специалистов различных направлений подготовки, владеющих инструментами географических информационных систем
Развитие информационных технологий в целом, совершенствование методов получения и обработки данных, рост потребностей в пространственной информации привели к тому, что необходимость изучения геоинформационных технологий и владения ими вышла за пределы специализированных компетенций. Что получило отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. ВУЗы существенно расширили количество направлений подготовки, в которых владение ГИС выступает в качестве формируемых базовых умений и навыков, необходимых для работы по специальности.
В Омском институте дизайна и технологий данная тенденция реализуются в системе подготовки студентов таких направлений как «Сервис недвижимости» и «Прикладная информатика в сфере сервиса» в рамках дисциплин «Информационные системы» и «Геоинформационные системы». Разные направления подготовки определяют разность требований к уровню владения ГИС-технологиями специалистами соответствующих профессиональных областей и формированию соответствующих компетенций.
Основными компетенциями, формируемыми в процессе обучения по направлению «Сервис недвижимости» являются:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса;
- готовность к разработке процесса предоставления услуг в сфере недвижимости, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий. [1]
Соответствующие задачи обучения:
- Овладение знаниями фундаментальных понятий геоинформатики
- Овладение знаниями теоретических вопросов, связанных с вводом-выводом, представлением, хранением и обработкой пространственной информации с помощью геоинформационных технологий
- Овладение знаниями об информационной модели системы пространственных объектов и приобретение умений выполнять простейшие операции моделирования и обработки пространственной информации.
Основными компетенциями, формируемыми в процессе обучения по направлению «Прикладная информатика в сфере сервиса» являются
- способность разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
- способность проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения [2]
Соответствующие задачи обучения:
- Приобретение умений вводить пространственную информацию из разных источников, организовать ее представление и хранение, визуализировать и выводить результаты работы.
- Приобретение умений использовать геоинформационные технологии для решения различных прикладных задач.
Разность в направлениях подготовки, помимо разности задач обучения, предполагает также изначально разный общий уровень владения информационными технологиями у студентов, в целом. Что необходимо учитывать при формировании пакета заданий, выполняемых студентами в рамках овладения дисциплиной.
При формировании заданий необходимо также учитывать специфику профессиональной сферы деятельности будущих специалистов.
Так, прямой коммерческий интерес для риэлтерских фирм, представляет возможность моделирования рынка недвижимости, и его распределение по территории города, поскольку рыночная цена недвижимости определяется многими факторами, имеющими пространственный аспект (например, транспортная доступность, инфраструктура и близость к различным центрам влияния). Поэтому примером задания, выполняемого обучающимися по направлению «Сервис недвижимости» может служить: нанесение основных объектов недвижимости на карту города. нанесение объектов инфраструктуры в районе расположения соответствующего объекта недвижимости, выбор оптимального маршрута проезда к объекту недвижимости, создание электронной карты местности (Рисунок 1).
Рисунок 1. Нанесение новых объектов недвижимости на карту города
Будущие специалисты направления «Прикладная информатика в сфере сервиса» должны быть знакомы с различными способами внедрения, хранения и обработки пространственных данных, обладать навыками картирования и анализа данных в среде ГИС, уметь осуществлять обработку пространственной информации и адаптацию современных ГИС, уметь решать задачи , предлагаемые в рамках других дисциплин направления с применением ГИС-технологии. Например, при проведении комплексной оценки экологической ситуации в районе или регионе, при решении задач перевозки людей и грузов, при проектировании коммуникаций. Примером задания выполняемого обучающимися по направлению «Прикладная информатика в сфере сервиса» может служить; визуальное представление решения задач транспортной логистики с передачей данных из табличного процессора Ecxel в среду используемой ГИС (Рисунок 2).
Рисунок 2. Оптимальный маршрут движения транспортного средства
Геоинформационное направление подготовки в образовании, обладает рядом специфических черт, отличающих его от других направлений подготовки. Это, прежде всего, междисциплинарный характер данного направления. А также определенный уровень требований к базовой информационной подготовке и широкий спектр применения.
Современное общество предъявляет определенные требования к высшему профессиональному образованию. Процессы, происходящие в обществе, не могут не оказывать соответствующего влияния на образование в целом, и на образование в сфере сервиса в частности. Первоочередная задача, стоящая сегодня перед высшей школой, состоит в разработке качественно новой модели подготовки членов будущего информационного общества, для которых активное овладение научной картиной мира и способность быстро и гибко менять свои профессиональные функции в соответствии с требованиями общества и государства станут жизненной необходимостью.