Полный текст статьи
Печать

В современных условиях развития общества, особую роль играют инновации и различные инновационные технологии. Инновационные технологии постепенно входят во все сферы общественной жизни граждан и становятся важным элементом дальнейшего существования государства, его населения, важным инструментом развития современных предприятий. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года) определен переход от  традиционной к инновационной, социально ориентированной модели развития как на внешнем уровне, внутри государственной сферы деятельности, так и на уровне российских предприятий. Основные положения Концепции учтены и в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области (до 2020 года), что позволяет говорить о развитии волгоградских компаний в направлении инновационной деятельности. Соответственно, этот пункт, так же, подразумевает под собой не только развитие технологического потенциала, но и в первую очередь, предполагает переход к инновациям, ориентированным на вопросы развития всех сфер деятельности предприятия, в том числе и маркетинговой деятельности.

На современном этапе экономического развития страны происходит непрерывное изменение и развитие экономического бизнес-сектора. Данное явление развивается в условиях довольно противоречивой и не всегда стабильной рыночной ситуации. Такое положение дел, часто приводит не только к росту конкуренции на внутреннем и внешнем рынках страны, но и к перенасыщению рынка однообразными товарами и услугами. Перечисленные причины стали следствием того, что в маркетинговой деятельности современного предприятия стали активно применяться инновационные технологии, направленные на анализ рынка страны и мировой экономической ситуации в целом, а, так же разработку маркетинговых стратегий, увеличивающих продажу товаров и спрос на услуги и обеспечивающих их практическую реализацию, кроме этого, стабилизацию конкурентоспособности организаций.

В результате развития инновационных технологий и их возможности влияния на отдельные направления деятельности предприятия возник новый для российского государства термин «инновационный маркетинг». В практическом применении инновационных маркетинг реализует свою деятельность в нескольких направлениях, наиболее важными из которых являются следующие:

- инновации на основных этапах жизненного цикла, уже существующего товара;

- маркетинг нового продукта.

Другими словами, можно сказать, что инновационный маркетинг представляет собой конкретную концептуальную деятельность, следствием реализации которой, является либо совершенствование своих продуктов, только что произведенных компанией, либо совершенствование вновь созданных продуктов, а также форм их продвижения и сбыта.

Определений инновационного маркетинга в современной литературе можно найти множество, однако, наиболее полным на наш взгляд является определение данное Ф. Котлером, поддерживаемое, также, Г. Армстронгом, Дж. Сондерсом и другими видными специалистами в области экономики и управления предприятием: «инновационный маркетинг это, прежде всего, объективированный тип производственно-хозяйственной деятельности фирмы или учреждения, направленный на оптимизацию и контроль за инновационной и производственной сбытовой деятельностью организации, на основе исследования и активного влияния на рыночные условия предприятия»[2].

В современной экономической науке все происходящие технические изменения привыкли рассматривать все же в форме новой продукции или какой-либо новой технологии. Следствием внедрения новых товаров и технологий в компании, выступает возможность преимущественной конкуренции с другими предприятиями. Кроме того, рост массы прибыли на основе продуктовых инноваций, выступает противоборствующей стороной по отношению к понижению уровня прибыли, ее нормы. Технологические инновации, активно развивающиеся в настоящее время, оказывают влияние на такие сферы экономики предприятия, как:

- издержки - способствует их экономии;

- прибыль - способствует ее увеличению;

- оказывает не прямое, но косвенное влияние на объем продаж.

Что касается последней перечисленной экономической сферы предприятия, то следует пояснить, что на объем продаж влияют инновационные технологии, но только при их сочетании с мероприятиями в области маркетинга.

Существует определенная взаимозависимость маркетинговой деятельности и инновационного развития. Маркетинговая деятельность влияет на инновационное развитие предприятия, соответственно и технологические инновации играют роль в эффективной реализации маркетинговой деятельности.

Перечисленное подтверждается словами многих авторов. Так, например, М. К. Пережогина отмечает, что инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности организации, в особенности это относится к организациям, занятым производством наукоемкой продукции. Здесь наблюдается особенно тесное взаимодействие инженерно-технических подразделений с подразделениями маркетинга [3].

Для того, чтобы инновации могли воздействовать на те или иные направления деятельности компании, часто создаются и применяются инновационные стратегии. Инновационные стратегии направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция, как план и как модель развития, отвечающая на изменение и состояние внешней и внутренней среды.

Интенсивность и масштабность развития инноваций, оказывают влияние на организационную структуру управления, в том числе и в области маркетинга. Так, независимо от того, каковы масштабы и степень интенсивности развития инноваций в отношении освоенной продукции и освоенной технологии, существующая организация практически не подвергается внешним изменениям, однако, на службу маркетинга возлагаются определенные задачи, например, задача по изучению нового рынка и образованию новой группы сбыта.

Инновационные решения, создаваемые руководящими силами предприятия, затрагивают абсолютно все его функции. Определенный диалог между функциями и инновационными решениями организует маркетинг. Маркетинг по своей сущности представляет собой функцию предпринимательской деятельности и тем самым имеет возможность оказывать поддержку баланса экономических связей, осуществлять их развитие в соответствии с желаниями и запросами потребителей.

В процессе развития предприятия могут применяться различные подходы: инновационный подход или маркетинговый подход. Однако, наибольший эффект исходит из сочетания обоих подходов, применения их в совокупности друг с другом. Именно такое видение позволяет многим предприятиям добиться повышения конкурентоспособности и как следствие выйти на новый уровень экономического развития.

Как отмечают некоторые современные ученые-экономисты, например М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, А. М. Кулик, правильное применение инновационных маркетинговых технологий оказывает неоценимую помощь в реализации товаров, что в свою очередь способствует эффективному товарообороту, укреплению рынка и стабилизации экономики в целом. Эти технологии разнообразны, но цель их реализации одна - повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики[4]. Следует, также, отметить, что в последнее время для огромного количества российских компаний конкуренция является  причиной развития инновационной деятельности. Получение предприятием дохода за счет реализации инноваций, выступает для такой компании стимулом к нововведениям, и кроме этого, является причиной постоянного изучения спроса, а, также, заставляет совершенствовать организацию маркетинговой деятельности и т. д.

А. А. Шустов считает, что актуальным направлением инновационной политики предприятия является внедрение различных технологий, например, CALS-технологий: «применение CALS-технологии позволяет решить множество таких важных задач, как сокращение времени создания новой продукции; повышения качества процессов проектирования производства; но самое главное, снижения затрат по прямым капитальным вложениям, оплате труда, накладным расходам, освоению производства изделия и маркетингу [5].

Следует отметить, что любая инновационная технология будь то она маркетинговая или нет, требует внесения изменений в сложившийся процесс функционирования компании.

При таком раскладе,  неопределенность среды функционирования того или иного предприятия, может способствовать развитию ситуации при которой управленческие решения, связанные главным образом с маркетингом смогут оказать влияние и на иные сферы. В этой связи значимость приобретают как вопросы адаптации, так и проблемы формирования положительного отношения к рыночному субъекту через активное развитие инновационных маркетинговых технологий. Технологии маркетинга представляют собой совокупность способов практического применения научных средств и методов планирования продвижения товара, работы или услуги. Адаптированные, таким образом, инновационные технологии могут способствовать эффективному развитию маркетинговой деятельности предприятия.

Сама по себе возможность инноваций внедрится в маркетинговую деятельность задает активный и положительным темп в направлении повышения внутренней экономики любого предприятия. Подсистемы дают возможность оценить ресурсное обеспеченье предприятия, взаимодействие ресурсов и их влияние на эффективность инновационной деятельности предприятия [6].

КИнновационная и маркетинговая виды деятельности обычно поделены предприятием на несколько основных этапов, первым из которых, выступает научно-техническая разработка и второй этап - это маркетинговая разработка. Существуют определенные риски на первом этапе деятельности предприятия, так как разработка нового продукта, обычно является непредсказуемым моментом в предпринимательской деятельности компании. Однако, если учесть реализацию разработанной маркетинговой стратегии, таких рисков можно было бы избежать. Следует оценивать привлекательность инновационного продукта для потребителей.

Маркетинг ориентирован на инновационную сферу. Инновационное развитие может выполнять активную роль и явится причиной развития кадрового потенциала организаций. Персонал предприятия должен быть готов к тому, чтобы разрабатывать, развивать и внедрять инновационные технологии. Здесь не следует забывать о том, что персонал внутренней маркетинговой сферы ориентирован на инновации. Следовательно, необходимо больше специалистов этой отрасли. Инновации требуют решительных действий от специалистов маркетинговой сферы.

Как отмечает Е. П. Голубков: «с позиций создания условий для ориентации на инновации необходимо, прежде всего, четкое определение потребностей персонала, занимающегося инновациями (внутренних клиентов); создание организационной культуры, способствующей инновационной деятельности; создание эффективного взаимодействия персонала, занимающихся инновациями в различных подразделениях организации; снижение текучести кадров; со здание условий, необходимых для успешной инновационной деятельности»[1].

Инновационная деятельность в маркетинге предприятия учитывается при рассмотрении, а также, изучении вопросов управления разработкой новых продуктов. В разработке нового продукта активно взаимодействуют друг с другом, как инновационная деятельность, так и маркетинговая. Кроме этого, в сам процесс разработки нового продукта включены следующие этапы: генерация идей, отбор идей, разработка концепции продукта и ее проверка, анализ бизнеса, пробный маркетинг, коммерциализация. К инновационному потенциалу малого предприятия относят: человеческие, технические, материальные, информационные и иные возможности, которые позволяют предприятию реализовать поставленные инновационные цели [7, 8].

Роль маркетинга на этих этапах различна, а вот роль инновационного развития имеет огромное значение и проявляет себя на всех этапах разработки новой продукции, влияя, таким образом, на маркетинговую деятельность предприятия.

Основными функциями инновационного маркетинга являются следующие задачи: маркетинговые исследования, планирование политики в области инноваций, товарной, а также, ассортиментной политики. В качестве основных функций выделяют, также, задачи в области сбыта и распределения, продвижения и ценообразования и в области маркетинг-менеджмента.

Значимость маркетинговых исследований в современном обществе крайне высока. Чем бы ни занимался любой человек в профессиональной и повседневной жизни, он постоянно сталкивается с объективной необходимостью проводить различные исследования, от самых простых до более сложных.

Фирма выполняет маркетинговые исследования или личными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга считается: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, исследование продуктов конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Конкурентные преимущества предприятию дают многие инновации, в том числе, применение новых технологий, позволяющих создавать товары и услуги, тем самым совершенствую не только способы производства, но и методы маркетинга. Как инновационная, инвестиционная, структурная, стратегическая, так и маркетинговая деятельность формируются в результате воздействия инновационной сферы предприятия. Необходимо проводить постоянную диагностику состояния инновационной сферы и в качестве диагностического подхода использовать экспертные оценки. Они в сущности позволяют учесть комплекс параметров инновационной активности.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, считается, что внедрение инновационных решений в маркетинговую деятельность предприятия способно не только уменьшить количество существующих проблем современных конкретных компаний, но и улучшить конкурентную ситуацию внутри страны, поднять производственный уровень рыночных субъектов, до уровня западных предприятий. Последнее условие обеспечивается тем, что адаптация инновационной экономики — это удел как богатых и благополучных стран, так и нет, но способных позволить себе финансирование долговременных и рискованных проектов и организацию перспективных исследований. В результате, инновации позволяют компании добиваться конкурентного преимущества перед другими компаниями за счет изменения товара или изменения производства такого товара, а также, за счет новых подходов к маркетингу.