Государственные методы воздействия с целью обеспечения экономического развития прямо и косвенно включают налоговое регулирование. Государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других, ориентируясь на интересы общества, путем установления субъектов и объектов налогообложения, налоговых баз, налоговых ставок, льгот и санкций, осуществляя поправки в законодательстве о налогах и сборах. Можно сделать вывод, что от успешного функционирования налоговой системы зависит состояние экономики страны в целом.
Анализ практической деятельности хозяйствующих субъектов в секторе экономики, позволяет сделать выводы, что практически все участники преследуют цель сокращения собственных расходов на максимальную величину для оптимизации налогового бремени. Если действия организации не являются противозаконными, то государство не противоречит достижению данной цели и само решает задачи оптимизации налогового бремени, т.к. влияние налогов во многом определяется состоянием той экономической среды, в которой они действуют. При этом под оптимизацией налоговых выплат не следует понимать уклонение от уплаты налогов как таковое. Хотя можно отметить, что практические цели деятельности предпринимательского сектора и проведение фискальной политики государства являются противоречивыми и разнонаправленными.
По данным статистического анализа, в настоящее время на долю налогов приходится от 80 до 90% денежных доходов государства в развитых странах, можно сделать вывод, что они являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов практически любого государства.
В условиях развитой рыночной экономики, налоговая система страны является элементом комплексного эффективного механизма регулирования хозяйственной деятельности. Налоговая система представляет собой гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности, на соотношение между накоплением в производственной и непроизводственной сферах, на темы капитализации. Налоговая система является эффективным рычагом воспроизводственного механизма [1].
Налоги среди множества экономических рычагов занимают особое место, представляя собой достаточно эффективный инструмент, с помощью которого государство оказывает непосредственное влияние на функционирование рыночной экономики, т.к. налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Для воздействия на негативные явления рынка государство широко использует фискальную политику в качестве регулирующего инструмента. Налоги, как и вся налоговая система в целом, являются мощным фактором влияния на процесс управления экономикой в рыночных условиях, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Эффективное функционирование всего народного хозяйства страны во многом зависит от правильности построения системы налогообложения.
Налоговое законодательство Российской Федерации часто подвергается корректировкам и изменениям. С момента принятия Налогового кодекса объемы и структура налоговых поступлений значительно изменились.
Наименьшую долю в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет занимают акцизы и имущественные налоги. Таким образом, государство может регулировать налоговое бремя на налогоплательщиков путем увеличения акцизов и соответственно, уменьшения ставок по другим видам налогов.
Для налогоплательщиков естественной целью деятельности является стремление к максимально возможному уменьшению собственного налогового бремени. При этом до тех пор, пока такой процесс минимизации не переходит переделов законности, ее нельзя признавать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения. Поэтому такие действия, в связи с отсутствием общественного вреда, не считаются противоправными. При этом государство не остается в стороне и разрабатывает различные методы воздействия для предотвращения попыток уклонения налогов, которые не являются содержанием процесса оптимизации налоговых выплат.
На текущий момент развитие налоговой политики в России предполагает переход от антикризисной политики стимулирования к посткризисной политике бюджетной консолидации. Задача повышения уровня доходов бюджетной системы выступает на первый план в связи с ростом принятых долгосрочных расходных обязательств, включая и социальные. Налоговая система выступает в этой ситуации инструментов поддержания необходимого уровня доходов бюджетной системы [2].
Доминирующим субъектом инновационной деятельности является предприниматель, определяющий динамизм развития экономики и выступающий в роли движущей силы изменений. Он вносит элемент случайности в экономику при стремлении других хозяйствующих субъектов к состоянию равновесия. Результат предпринимательской деятельности может быть выражен в использовании новых комбинаций в сфере технологии, производства, систем организации управления, т.е. в процессе осуществления нововведения. Результаты инновационной деятельности в области реализации продукции принимают формы новых технологий продвижения товара на рынке, предоставления отдельных коммерческих услуг при реализации товара (кредит, страхование, транспортировка) [5].
В рамках настоящей статьи рассмотрим законные, применяемые на практике способы оптимизации налогообложения, внедрение которых в процессе экономической деятельности не вызовет налоговой ответственности перед государством. Методы оптимизации можно подразделить на общие и специальные.
К общим методам оптимизации налогообложения можно отнести:
- метод замены налогового субъекта;
- метод изменения вида деятельности налогового субъекта;
- метод замены налоговой юрисдикции;
- принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей;
- оптимизация через договорные отношения;
- использование различных льгот и налоговых освобождений.
Существует ряд способов, позволяющих оптимизировать сразу несколько видов налогов:
- экономия по налогу на прибыль и НДС путем оптимизации расходов на транспортировку, при этом должно быть четко определено в условиях договоров поставки и экспортных контрактах, какая из сторон договора должна предоставлять, а какая оплачивать расходы по транспортировке товара;
- экономия на платежах по налогу на прибыль и налогу на имущество с помощью неустойки, данный способ заключается в том, что цена товара в договоре искусственно занижается, вследствие чего происходит сведение налогооблагаемой прибыли к минимуму, но в то же время сторонами договора предусматривается повышение санкции за нарушение условий договора;
- экономия на платежах по налогу, по НДС и налогу на прибыль с помощью продления сроков исковой давности по дебиторской задолженности, здесь путем подтверждения своего долга посредством писем, уплаты части задолженности должником или путем обращения кредитора в суд, срок исковой давности прерывается и начинает течь заново, что позволяет перенести сроки списания безнадежной дебиторской задолженности именно в тот период, когда прибыль налогоплательщика составляет максимальную величину и существует возможность уменьшить налоговую базу путем списания на расходы этой дебиторской задолженности;
- экономия на налогах при посредничестве, данный метод оптимизации налогообложения может быть применен в двух формах: 1) путем замены отношений, т.е. заключения вместо договоров купли-продажи договоров агентирования, комиссии и поручения; 2) путем разделения отношений, т.е. вместо заключения договора купли-продажи или поставки напрямую происходит дробление – одна из организаций покупает товар у поставщика, а другая реализует его потребителям от своего имени или от имени первой организации по одному из видов посреднических договоров;
- экономия на платежах по налогу на прибыль и налогу на имущество при приобретении объекта основных средств по договору лизинга. Сущность метода заключается в том, что переход права собственности по договору лизинга можно осуществить в любой момент, при этом во время действия договора предмет лизинга может находиться как в собственности лизингодателя, так и в собственности лизингополучателя, поэтому при варианте, когда имущество числится на балансе у лизингодателя, покупатель имеет возможность за короткий срок списать на расходы лизинговые платежи и не начислять на стоимость полученного оборудования налог на имущество, при применении варианта, когда имущество числится на балансе у лизингополучателя, последний имеет возможность значительно сократить налоги за счет ускоренной амортизации [3].
Существует два метода отсрочки платежей по НДС и налогу на прибыль: при оформлении займа вместо получения предоплаты и путем применения задатка вместо получения аванса. Первый из них уже неприменим, т.к. НК РФ в действующей редакции предусматривает возможность получения вычета по НДС с авансов, причем такое возмещение теперь носит заявительный характер, и налогоплательщик может сначала получить возмещение налога, а потом предъявить налоговому органу все дополнительные документы, запрошенные им в качестве обоснования получения вычета НДС. Второй метод отсрочки можно применять, но с учетом поправки на то, что доверие между контрагентами должно быть полным, т.к. при перечислении задатка, а не аванса, существует риск его утраты при неисполнении обязательства, т.к. в силу п.2 ст.381 ГК РФ, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное [4, п.2 ст. 381].
В результате оптимизации налогообложения должно произойти увеличение реальных возможностей экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.
Критериями эффективности продвижения товаров для предприятий являются:
- степень технической оснащенности и использования производственных мощностей;
- при взаимодействии с вузами: функционирование научно-исследовательских структур, студенческих научно-технических объединений;
- уровень маркетинговых коммуникаций;
- показатели эффективности использования оборудования [6].
Существует множество способов реализации права на оптимизацию налогообложения на практике:
1) возможность выбора вариантов договорных отношений, влекущих минимизацию налоговых последствий, т.е. метод замены отношений;
2) возможность выбора организационной формы ведения экономической деятельности;
3) возможность получения вычета налога, уплаченного поставщику;
4) применение специальных налоговых режимов вместо общей системы налогообложения;
5) применение налоговых льгот;
6) налоговая отсрочка и налоговый кредит;
7) занижение рыночной стоимости имущества;
8) выбор места регистрации компании;
9) отдаленное участие в капитале компании, т.е. когда номинальным владельцем компании является иное лицо.
Следует отметить, что необходимость использования налогоплательщиком в РФ таких механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие управленческих решений или это влияние должно быть минимальным. Можно наблюдать обратный процесс, когда налогоплательщик вынужден корректировать виды и формы своей деятельности под существующий порядок уплаты тех или иных налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей.