Полный текст статьи
Печать

Оценка состояния сервисных услуг и перспективы развития организации общественного транспорта, обслуживающей людей с ОВЗ в данной статье будет рассмотрено на примере г. Ершов Саратовской области.В настоящее время автомобильный пассажирский транспорт в г. Ершов и Ершовском районе представляет собой вид массового общественного транспорта, который осуществляет городские и пригородные перевозки пассажиров. Кроме того, автомобильный пассажирский транспорт является единственным общественным транспортом г. Ершов, осуществляющим обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ершовское автотранспортное предприятие было создано 28 ноября 1958 года на основании Решения №264 исполнительного комитета Ершовского районного Совета депутатов от 28.11.1958 г. [1].

В декабре 2016 года в городе состоялся конкурс по отбору перевозчиков на обслуживание городских пассажирских перевозок на 2017-2021 года, победителем данного конкурса стало АО «Ершовское АТП». Обеспечение безопасности перевозок пассажиров создается посредством установки на автобусы тахографов, оборудования подвижного состава спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС» [1].

Что касается лиц с ОВЗ, то для них принципиальным является качественная организация обслуживания на всех этапах реализации транспортной услуги, в случае ограничения доступа к услуге на каком-либо участке процесса перевозки граждане с ОВЗ могут в принципе отказаться от получения подобной услуги. В связи с этим людей с ограниченными возможностями здоровья сервисное обслуживание общественного транспорта должно удовлетворять в полной мере.

Однако на сегодняшний день транспортная инфраструктура города Ершов не соответствует требованиям по удовлетворению потребностей в перевозке лиц с ОВЗ. Среди наиболее значимых проблем отмечается отсутствие пандусов и поручней, слишком узкие двери, препятствующие возможности получить транспортную услугу лицам с нарушениями опорно-двигательной системы, большой клиренс автобуса. Перечисленные проблемы создают неудобства при пользовании лицами с ОВЗ услугами общественного пассажирского транспорта, что в целом делает данный вид перевозок не доступным для людей с ОВЗ. Вместе с тем в настоящий момент в городе наличествует низкопольный троллейбус, однако это единственное в количественном смысле транспортное средство, способное обеспечить безбарьерное передвижение граждан, имеющих ограничения в возможностях здоровья.

Тем не менее, несмотря на существенные недостатки в материально-техническом аспекте реализации ресурсного потенциала автотранспортного предприятия, следует отметить наличие требуемой квалификации персонала данной организации, пытающегося оказать качественную транспортную услугу лицам с ОВЗ. Водители вплотную подъезжают к бордюру для удобства посадки пассажира с ограниченными возможностями, кондукторы предупреждают пассажиров, сидящих в салоне о посадке особенного пассажира, помогают ему подняться в салон и сесть на свободное место, кассиры, реализуя социальные проездные билеты вежливы с лицами, имеющими ограничения здоровья.

С целью анализа состояния сервисных услуг рассматриваемого транспортного предприятия совместно с отделом по социальной политике администрации Ершовского района были проведены два опроса населения. Респондентами первого опроса стали здоровые граждане, второго – лица с ОВЗ.

Первый опрос был направлен на определение отношения общества к вопросам качественного сервисного обслуживания лиц с ОВЗ автотранспортным предприятием, в нем участвовали 75 жителей г. Ершов в возрасте от 35 до 60 лет, из которых 67% - женщин и 33%- мужчин.

В результате проведенного опроса было установлено, что здоровые граждане положительно относятся к лицам с ОВЗ, но они практически не заинтересованы в том, чтобы осуществлять решение проблем, связанных с перевозками граждан с ограничениями здоровья. 51% опрошенных ответили, что в оснащении специальными приспособлениями для обеспечения доступа к ним лиц с ОВЗ нуждается общественный транспорт; 33 % - дороги и тротуары и 16% - остановки общественного транспорта.

Второй опрос был направлен на обнаружение наиболее существенных проблем внутригородской транспортировки лиц с ОВЗ. Опрос был проведен среди 42 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Среди опрошенных людей были: 44% - лица с ограничениями по слуху; 28% - лица с ограничениями по зрению; 23% - люди, требующие помощи при передвижении; 5% - другое.

83% опрошенных ответили, что часто пользуются услугами общественного транспорта, 17% предпочитают пользоваться общественным транспортом редко или не пользоваться вовсе. Многие опрашиваемые отметили, что состояние элементов транспортной инфраструктуры для реализации их потребностей в транспортировке во внутригородской среде неудовлетворительное. Основными проблемами являются отсутствие пандусов и поручней, крайне необходимых при посадке. Кроме того, среди других не менее важных проблем оказания услуг перевозки автотранспортным предприятием является неудовлетворительное состояние дорог и тротуаров, отсутствия оснащения остановок необходимыми для лиц с ОВЗ приспособлениями.

Результатом проведенных опросов стала разработка рекомендаций по улучшению функционирования автотранспортного предприятия.

1. Общественный транспорт города Ершов необходимо снабдить механическим пандусом, дополнительными поручнями, креплениями для инвалидных колясок, пневматической подвеской, способной обеспечить возможность изменения клиренса для лиц нарушениями опорно-двигательной системы, светодиодными индикаторами для слабовидящих и звуковыми индикаторами для слабослышащих граждан.

По расчетам АО «Ершовское АТП» на переоборудование одного автобуса может понадобиться 160-200 тыс. руб., однако расчеты могут подвергаться корректировке. При реализации предложенных мероприятий данные будут просчитаны и тщательно проанализированы экономическим отделом автотранспортного предприятия, которое имеет возможность прямого выхода на поставщиков требуемой продукции. В случае реализации вышеописанных изменений граждане, имеющие ограничения возможностей здоровья, смогут беспрепятственно передвигаться на общественном транспорте в черте города.

2. Однако ввиду того, что процесс оказания транспортной услуги включает не только технологический процесс в виде непосредственной доставки пассажиров из пункта отправки в пункт назначения, но и множество иных вспомогательных процессов, к числу которых относится, например, процесс ожидания услуги транспортировки, предполагающий нахождение потенциального пассажира на остановке, доступными для лиц с ОВЗ должны стать не только сами транспортные средства, но и остановочные пункты. Данные остановочные пункты должны быть снабжены пандусами, специальными дорожками в целях беспрепятственного перемещения людей с нарушениями опорно-двигательной системы, объемной разметкой по всему периметру остановки, участком из тактильного покрытия, табличкой, содержащей информацию о местонахождении и транспортных маршрутах, доступных с данной остановки, нанесенную шрифтом Брайля, светодиодными индикаторами для слабовидящих граждан и звуковыми индикаторами для слабослышащих людей.

Стоимость подобных улучшений согласно приблизительным расчетам сотрудников экономического отдела автотранспортного предприятия составит чуть более 50 тыс. на одну остановку. При внедрении подобных мероприятий предприятием будет осуществлен окончательный расчет. Возможно, руководство организации выделит средства для полного оборудования 2 остановочных пунктов, а нескольких – частично.

3. Полная или частичная замена автобусного парка города на низкопольные автобусы. Стоимость одного низкопольного автобуса составляет в среднем в 5-6 млн. руб. [2].

Исходя из представленных расчетов, понятно, что автотранспортное предприятие г. Ершов, без помощи извне, не будет способно реализовать данные мероприятия. Оно готово половину всех расходов взять на себя, а для оплаты другой половины суммы потребуется помощь администрации г. Ершов, администрации Ершовского района. Допускаем, что администрация района будет искать финансовую поддержку у региональных властей. В перспективе на 10 лет, с 2017 года по 2027 год, транспорт города Ершов может перейти на новую ступень сервисного обслуживания людей с ОВЗ.

Потребность в беспрепятственном передвижении с использованием пассажирского транспорта чрезвычайно важна и для здоровых граждан, и для лиц с ОВЗ. Ни один человек в современном мире не застрахован от несчастных случаев и развития заболеваний, способных привести к ограничениям возможностей здоровья, в связи с этим реализация предложенных мероприятий по модернизации пассажирских перевозок становится крайне необходимым условием осуществления нормальной жизнедеятельности данной категории граждан. Руководству города Ершов необходимо постараться, чтобы оказывать помощь и достойное обслуживание таким людям.