Исследование в рамках данной статьи по проблеме доступности сервисных организаций для лиц с ОВЗ проводилось в г. Ершов Саратовской области.
Город Ершов - административный центр Ершовского района Саратовской области, узел железнодорожных линий на магистрали Саратов – Уральск – Пугачёв. Город располагается в центральной части Левобережья Саратовской области, в 178 км от города Саратова, являющегося областным центром, в верховьях реки Малый Узень. Ершов был основан как железнодорожный посёлок в 1892 году, а в 1963 году он стал городом.
Город Ершов – промышленный и культурный центр Саратовской области. Здесь находятся: паровозное и локомотивное депо, вагонное депо, элеватор, комбикормовый завод, пищекомбинат, молочный завод, Управление буровых работ.
Численность населения города составляет 23,7 тыс. человек. На них приходится примерно 1,5 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет около 6% от общей численности. Данная информация была получена при обращении в администрацию Ершовского муниципального района, в отдел по социальной политике. По полученным данным было выяснено, что в г. Ершов разграничений на понятия люди с ОВЗ и инвалиды нет, в официальных документах используется термин «лица с ОВЗ». Исходя из этого, в данной работе будет использоваться понятие «люди с ограниченными возможностями здоровья».
В городе Ершов расположены такие сервисные организации, как библиотеки, Сбербанк, учреждения социального обслуживания, ФОК «Дельфин», сеть аптек, сеть торговых учреждений, центр занятости населения, центры культуры, различные центры досуга, реабилитационный центр, АТП и др. [1].
Что касается доступности данных предприятий сферы сервиса для людей с ОВЗ, то следует отметить, что в последнее время со стороны общества и государства все больше внимания уделяется обустройству объектов сервисной инфраструктуры для обеспечения комфортного, беспрепятственного доступа к ним маломобильных групп населения (людей с ограниченными возможностями здоровья).
Доступность сервисных организаций лицам с ОВЗ будет рассмотрена на примере материально-технической базы данных предприятий. Материально-техническую базу мы проанализируем только со стороны ее способности обеспечивать безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.).
Несмотря на то, что администрация г. Ершов Саратовской области пытается проводить работу по вопросу доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, далеко не все объекты сферы сервиса для этого приспособлены. Безбарьерная среда для лиц с ОВЗ в объектах социальной инфраструктуры города Ершов зачастую отсутствует – здания, в которых расположены магазины, кафе, аптеки, органы власти и местного самоуправления, далеко не все приспособлены для комфортного посещения лицами с ограниченными возможностями.
Так, невозможно попасть лицам с ОВЗ на прием к работникам районной администрации города, не во все аптеки и магазины возможен вход, потому что он не оборудован или оборудован не полностью, т.е. там нет даже самого элементарного – пандуса и поручней, или они есть, но не соответствуют нормам (например, есть пандус, но при нем нет поручней, соответственно, человек с ОВЗ по такому пандусу подняться все равно не сможет).
Не всегда лица с ОВЗ могут попасть в торговые учреждения и центры досуга, потому что эти сервисные организации, хоть и имеют оборудованные пандусы, но данные здания многоэтажные, а внутри нет специальных лифтов, поэтому передвижение лицам с ОВЗ затрудняется.
Также многие здания объектов сферы сервиса не обустроены:
- входной зоной (нет поручней, расширения дверных проемов, мобильных подъемников для инвалидов – колясочников);
- нескользящим плиточным покрытием;
- путями движения (поручни вдоль стен, тактильная поверхность для лиц с ограничениями по зрению и др.);
- зонами оказания услуг людям с ОВЗ (кнопка вызова персонала и др.)
Во многих зданиях сервисных организаций нет выравнивания порогов и уровня лестничных ступеней, что затрудняет передвижение лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Ниже осуществлен анализ конкретных сервисных организаций г. Ершова на предмет наличия в них элементов доступности для лиц с ОВЗ:
Таблица 1.
Доступность организаций сферы сервиса г. Ершов Саратовской области для лиц с ОВЗ
Доступность аптек для лиц с ОВЗ |
||||||
Название организации |
Элементы доступности для лиц с ОВЗ |
|||||
Пандус |
Поручни |
Дверной проем (расширен или нет) |
Кнопка вызова персонала |
Нескользящее покрытие пола |
Выравнивание порогов и ступеней |
|
«Мелодия здоровья» |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Аптека №41 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Аптека №99 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Доступность организаций торговли для лиц с ОВЗ |
||||||
Магазины «Магнит» |
Не нужен |
Не нужны |
- |
- |
- |
- |
Магазины «Гроздь» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Магазины «Рубль Бум» |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Магазин «Семейный» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доступность учреждений культуры и досуга для лиц с ОВЗ |
||||||
РДК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ГДК |
Не нужен |
Не нужны |
- |
- |
- |
- |
Развлекательный центр |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что материально-техническая база рассмотренных сервисных организаций не располагает элементами доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сотрудники комплексного центра социального обслуживания населения по инициативе Министерства социального развития Саратовской области в 2015 г. проводили исследование в форме опроса среди людей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории г. Ершов и Ершовского района. Данные этого исследования нам предоставила администрация г. Ершов (отдел по социальной политике).
Цель исследования – формирование регистра социально значимых объектов сферы сервиса для лиц с ОВЗ.
В опросе участвовало 104 жителя г. Ершов и Ершовского района (в ответе можно было называть сразу несколько объектов сферы сервиса).
Таблица 2.
Востребованность объектов сферы сервиса г. Ершов лицами с ОВЗ
Объекты сферы сервиса |
Востребованность объекта лицами с ОВЗ |
Медицинские учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли |
97 чел. (93%) |
Физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения |
68 чел. (65%) |
Предприятия питания и центры досуга |
26 чел. (25%) |
- 93% опрошенных назвали медицинские учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли самыми востребованными сферами их жизнедеятельности. Такой высокий показатель можно объяснить тем, что услуги данных организаций являются первостепенными и наиболее важными, такими, которыми люди пользуются практически ежедневно;
- на втором месте по востребованности стояли физкультурно-оздоровительные, спортивные учреждения, которые назвали 65% опрошенных граждан. Это связано с тем, что люди имеют ограничения в здоровье и хотят заниматься оздоровительной физкультурой и просто повысить уровень своего здоровья;
- небольшой процент востребованности (25%) получили предприятия питания (кафе, рестораны) и центры досуга. Это объясняется преобладанием низкого дохода среди граждан, имеющих ограничения по здоровью.
Анализируя востребованность социально значимых объектов гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья, можно сделать вывод, что объекты сферы сервиса, набравшие наибольший процент голосов, должны быть первыми адаптированы специальными приспособлениями под нужды и потребности граждан с ОВЗ.
Тем не менее, в некоторых организациях сферы сервиса г. Ершов материально – техническая база обновляется для того, чтобы люди с ОВЗ могли получить услуги данных организаций беспрепятственно.
Происходят заметные изменения в обустройстве инфраструктуры для доступа такой категории граждан к сфере сервиса. Проводится определенная работа по обеспечению лиц с ОВЗ теми же возможностями, что имеют люди без ограничений в здоровье.
Сбербанк, центр занятости населения, реабилитационный центр сегодня могут принять людей с ОВЗ, т.к. имеют соответствующие элементы доступности для таких людей.
Таблица 5.
Элементы доступности сервисных организаций для лиц с ОВЗ
Название организации |
Элементы доступности для лиц с ОВЗ |
|||||
ППандус |
Поручни |
Дверной проем (расширен или нет) |
Кнопка вызова персонала |
Нескользящее покрытие пола |
Выравнивание порогов и ступеней |
|
Сбербанк |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Центр занятости населения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Реабилитационный центр |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что ресурсный потенциал рассматриваемых организаций сферы сервиса частично соответствует требованиям для оказания услуг лицам с ОВЗ, т.к. у них развита материально-техническая база для работы с данной категорией людей.
Таким образом, одни предприятия практически не имеют никаких приспособлений для беспрепятственного доступа людям с ограничениями по здоровью к сервисным услугам данных организаций. Другие имеют материально-техническую базу, обеспечивающую доступность таким людям к социальным объектам и соответствующую нормам и требованиям. Третьи учреждения могут оказывать качественное сервисное обслуживание лицам с ОВЗ, т.к. имеют и соответствующую материально-техническую базу, и штат квалифицированных сотрудников. Данные предприятия специализируются на оказании услуг такой категории граждан, их ресурсный потенциал обеспечивает полную доступность людям с ограничениями в здоровье к объектам сферы сервиса.