В кругах российской интеллигенции вопросы о достоинстве человека и процессах его формирования, стали объектом пристального внимания начиная с XVIII-XIX вв. В.Г.Белинский пишет: «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, а еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства». А.И.Герцен отмечает, что «человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком. Мало, - замечает он, - сознавать достоинство своей личности: надобно сверх того понимать, что с утратой его бытие становится ничтожно» [1, с.184-195].
Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский задачу воспитания видел в том, чтобы не только развивать ум человека, но и сформировать его нравственность, зажечь жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Подчеркивая это положение, К.Д.Ушинский поставил вопрос о теснейшей связи труда и нравственного достоинства личности. Он писал, что «... только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства...» [2,с.11].
Педагогическое направление исследования сущности чувства собственного достоинства развивается в русле познания внутреннего мира личности, ее самосознания или «Я- концепции». И.С.Кон в своей работе «Открытие «Я» пишет: «Хотя понятие это (чувство собственного достоинства, самолюбие) существует в психологии с незапамятных времен, ведущее место в исследованиях проблемы «Я» оно заняло лишь в 60-х годах XX века, заменив собой более широкое понятие «самооценка» [3, с.71-72].
Вопрос об укреплении достоинства детей в условиях семейного воспитания рассматривался в педагогических трудах П.Ф.Лесгафта. Главными принципами, которых необходимо придерживаться при воспитании детей в семье, он считал постоянное общение с детьми как со взрослыми, признание их личного достоинства и права личной неприкосновенности. П.Ф.Лесгафт писал, что «признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни… очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно… Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому…, всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности…» [4, с. 216-218].
С позиции гуманного отношения к учащимся подходил к проблеме защиты их достоинства С.Т. Шацкий, который подвергал критике унизительный тон обращения к детям со стороны учителей и родителей.
Значимый вклад в развитие научных положений о развитии чести и достоинства учащихся внес известный педагог П.П.Блонский. Он указывал на то, что новая школа должна быть школой человечности, признавать «морально ценной лишь автономную личность: только тогда личность человека может иметь нравственное значение, когда она сама себя определяет к действию по своим собственным внутренним законам» [5,с. 103-104].
Основной предпосылкой формирования автономной и свободолюбивой личности П.П.Блонский считал достойный образ жизни. Только в творчестве, путем побуждения к самообразованию и самовоспитанию можно развить свое нравственное достоинство. Школе необходимо воспитывать человека, способного создавать свою жизнь, способного самоопределяться. Учитель лишь помогает учащимся в саморазвитии, в укреплении достоинства. Это основной принцип школы будущего, и такое понимание задач школы, несомненно, актуально и для настоящего времени.
Современное видение процесса формирования чувства собственного достоинства у подрастающего поколения связан с отечественными учеными - Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, А.Г.Ковалевым, И.С.Кон, А.С.Макаренко, В.Н.Мясищевым, Н.К.Платоновым, И.Ф.Свадковским, В.В.Столиным, В.А.Сухомлинским, И.Ф.Харламовым, П.М.Якобсоном и др., с зарубежными – Л.Колбергом, Дж.Мидом, Е.Эриксоном и др.
В частности, А.С.Макаренко указывал на то, что доверие к человеку, вера в его будущее способствуют развитию личного достоинства, пробуждают в нем лучшие нравственные качества. Эту веру в человеческое достоинство каждого своего воспитанника автор назвал «оптимистической гипотезой в подходе к человеку». Свой главный гуманистический принцип воспитания он выразил формулой, ставшей крылатой: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [6, с.213]. Без сформированности у человека чувства собственного достоинства нельзя воспитать настоящего человека, преобразователя и созидателя общества. Говоря о необходимости создания стройной системы взаимоотношений в школе, А.С.Макаренко ориентировался на те негативные явления, которые не только затемняют собственное достоинство человека, но и воспитывают покорность, противоестественную уступчивость, индивидуализм, близкий к эгоизму.
«Загоняя вглубь чувство собственного достоинства у учащегося, - пишет автор, - можно создать благоприятные условия, когда через несколько лет он проявит его в уродливой форме протеста или будет всеми средствами, а чаще всего противозаконными, подавлять его у других. Воспитывая собственное достоинство у наших школьников, мы тем самым не только боремся с бесхарактерностью, бездумной уступчивостью, покорностью, но и развитием их способностей, творческой активности, созидательной устремленности, коллективизма. Нам представляется также, что подавляющее большинство вопросов нравственного порядка надо рассматривать с детьми с глазу на глаз, наедине. Требования, как правило, следует высказывать в тактичной, мягкой форме, выдвинув доказательные мотивы. В таком случае никто не в обиде, завоевывается учителем доверие и уважение к проявленному такту». [6, с.210].
Говоря о взглядах педагогов-новаторов на проблему формирования чувства собственного достоинства у подрастающего поколения, обратимся к трудам В.А.Сухомлинского, который в работах «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Как воспитать настоящего человека» подчеркивал, что уважительное отношение к достоинству личности ученика должно быть главным смыслом деятельности школы. Он не только призывал учителей к содействию в деле развития чести и достоинства школьников, но и ориентировал на это самих учащихся. Достоинство личности школьника, считал он, определяется тем, насколько он понимает, что достойно и что недостойно. С этой целью он предлагал как можно чаще говорить с детьми о красоте и благородстве высоконравственных поступков людей, сделать достойное сущностью духовной культуры учащихся, формировать в сознании учащихся убеждение в мерзости недостойного. Это даст возможность сформировать у человека своеобразный нравственный «иммунитет», не позволяющий школьнику «унижаться, терять благородство, совесть, честь, моральное мужество» [7].
Необходимость поиска новых аспектов в исследовании вопросов формирования достоинства личности подчеркивается в работе известного московского педагога Н.Е.Щурковой. Она считает, что отсутствие у учащихся этого качества порождает «холопство, хамство, завистливость». Поэтому в период демократических преобразований в обществе особое значение приобретает воспитание чести и достоинства. «Задача эта трудна, потому что на протяжении многих лет именно достоинство человека попиралось и уничтожалось. Сегодня нужно и возвратить утерянное и заново отыскать пути формирования в человеке чести и достоинства» [8].
Сходной позиции придерживается и современные педагоги-новаторы (Т. Шибутани, О.Б. Дутчина и др.), которые указывает на то, что школа должна хорошо учить и одновременно развивать у учащихся чувство внутреннего достоинства. Они отмечают, что для того чтобы годы детства, отрочества и юности стали для каждого ученика точкой опоры на всю последующую жизнь, у него необходимо сформировать чувства собственного достоинства. Оно не возникает на пустом месте и в один момент, а выращивается в упорной ежедневной работе каждую минуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и ученика. Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приемы обучения не будут ничего значить, если они не одушевлены этим главным стремлением... Как отмечают, что школьники, обладая определенными положительными качествами, склонны видеть их у других людей, например, добрый ребенок не только сам проявляет доброту к другим, но и сам склонен это качество видеть у них; честный обычно «не видит» лжи, проявляемой другими, искренне рассчитывает на аналогичную открытость со стороны своих сверстников и т.д. Связь между собственными суждениями о людях и личными достоинствами и недостатками у детей проявляется наиболее отчетливо.
Как показывает анализ научно-методической литературы и собственный педагогический опыт организацию учебно-воспитательной работы в школе, в основе которой лежит чуткое и уважительное отношение к учащимся, можно наблюдать лишь в отдельных школах. Чаще всего в школе существует противоречие между двумя субъектами образования – педагогами и учащимися.
Такая ситуация возникла по ряду объективных и субъективных причин. К наиболее существенным из них можно отнести:
- опыт организации образовательной системы в советский период развития нашей страны (ученик воспринимается как объект воздействия, административно-командная форма управления, авторитарный стиль взаимодействия между педагогическим составом и учащимися);
- неразработанность механизмов формирования у школьников всех возрастных групп чувства собственного достоинства в современных социально-экономических условиях;
- акцент учебно-воспитательного процесса на количественных показателях обучения школьников;
-снижение нравственного смысла этических категорий: совесть, любовь, честь, достоинство, деликатность, учтивость, великодушие и т.д.;
- сложности во взаимодействии школьников с родителями и т.д.
Проводя дальнейшее определение сущности достоинства человека, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день оно имеет многоплановый характер и употребляется в разных смысловых значениях. В русском языке слово «достоинство» является производным от слова «достояние». Поэтому обладать достоинством - значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достоинствами человека считаются его здоровье, сила, разумный образ жизни, образованность, трудолюбие, честность, правдивость и другие положительные качества.
Данное положение дел приводит к тому, что и сегодня вопрос формирования чувства собственного достоинства у подрастающего поколения остается открытым и имеющим ряд противоречий.