Полный текст статьи
Печать

Каждодневные нагрузки, в том числе психического характера, на нервную систему и психику современного человека приводят к формированию                           эмоционального напряжения, выступающего основным фактором развития различных заболеваний. Проблема борьбы со стрессом и повышения стрессоустойчивости очень актуальна в настоящее время, ведь эффективность деятельности и качество выполняемой работы целиком и полностью зависит от компенсаторных возможностей организма человека в борьбе со стрессом. Поэтому забота о сохранении психического, психологического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека – основная задача на сегодняшний день.

Совокупность качеств личности, которая позволяет переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизнедеятельности, без особых вредных последствий для результатов деятельности, окружающих и своего здоровья, поддерживающая оптимальную работоспособность, можно описать термином «стрессоустойчивость» [1]. Изучением феномена стрессоустойчивости занимались такие ученые как В.М. Писаренко, П.Б. Зильберман, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Баранов и многие другие.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (свойства, тип нервной системы); эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость); волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации; информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач; интеллектуального компонента - оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [2].

Проанализировав концепции авторов, можно установить, что единого определения стрессоустойчивости нет и рядом авторов (Аболин Л.М., Варданян Б.Х., Зильберман П.Б., Оя С.М., Писаренко В.М., Сиротин О.А.) стрессоустойчивость сводится лишь к понятию эмоциональной устойчивости, хотя эти понятия не являются тождественными, но общими для них является способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях; способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Профессиональная деятельность сотрудников компании, которая выступила базой для исследования, связана с предоставлением услуг электросвязи; разработкой, внедрением, эксплуатацией и развитием сетей связи на территории Российской Федерации, а также управлением сетями связи на территории Российской Федерации; оказанием услуг присоединения сетей электросвязи и услуг по пропуску трафика.

Так как основная деятельность компании связана с техникой, техническим обслуживанием, поэтому специалистов данного предприятия, работающих в блоке «Техника» можно отнести, по классификации Е.А. Климова, к группе профессий типа «Человек - Техника». Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы. Сотрудники данного типа, выполняют следущие виды деятельности: создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); эксплуатация технических устройств (специалисты работают на технических средствах, управляют транспортом, автоматическими системами); ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их). Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Также наряду с творческим подходом к делу в области техники, от человека требуется высокая исполнительская дисциплина [3].

Профессионал в области «Человек - Техника» должен иметь широкий кругозор в области естественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Особая осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Также работник должен обладать быстротой движений, хорошей коор­динацией и обдуманностью действий, наличием многообразных дви­гательных навыков, ручной умелостью [4].

В области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве.

Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Требуется эмоциональная сдержанность, высокая стрессоустойчивость (включающая компоненты: интернальный локус контроля, низкая личностная и ситуативная тревожность, адекватная самооценка, мотивация достижения успеха, средний уровень сензитивности), умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку цена ошибки или безответственности очень высока. Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность, уравновешенность [5].

Рассмотрев факторы, которые влияют на стрессоустойчивость, их необходимо разделить на несколько групп: биологические (врожденные особенности организма и ранний детский опыт); личностные особенности (направленность человека, его установки и ценности); факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) [6].

С целью исследования стрессоустойчивости сотрудников компании было проведено эмпирическое исследование. Гипотезой выступало положение о том, что уровень стрессоустойчивости сотрудников компании находится на высоком уровне.

В исследовании приняли участие 50 сотрудников телекоммуникационной компании в возрасте от 20 до 51 года.

Испытуемым были предложены 2 диагностические методики:

  1.  «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости». Данная методика опубликована Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым в сборнике «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп» в 2002 году. Методика включает 20 вопросов и позволяет выявить степень (тип) стрессоустойчивости личности в разных условиях.
  2. «Тест на определение стрессоустойчивости личности». Данная методика опубликована Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой в сборнике «Психология личности. Тесты, опросники, методики» в 1995 году, переиздана в 2012 году. Методика включает 18 утверждений и позволяет определить уровень стрессоустойчивости личности.

В результате проведенной диагностики были получены следущие результаты:

  1. «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости».

Результаты, полученные по итогам проведения данной методики, изображены на рисунке 1.

Распределение испытуемых в зависимости от типа стрессоустойчивости

Рисунок 1

Из рисунка 1 видно, что 10 % респондентов обладают типом стрессоустойчивости Б. Люди данного типа – стрессоустойчивые. Они четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения, стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Люди данного типа умеют и стремятся рационально распределять время, могут долгое время работать с большим напряжением сил, неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи.

А у 52 % опрошенных сотрудников определяется склонность стрессоустойчивости к типу А. Люди, относящиеся к данному типу, обладают стрессоустойчивостью, но не всегда ее проявляют, характеризуются в одних ситуациях стремлением к конкуренции, в других к компромиссу, к достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели, выполняя несколько дел одновременно.

У 28 % испытуемых выявлена склонность стрессоустойчивости к типу Б. Люди, относящиеся к данному типу, часто проявляют стрессоустойчивость, но не всегда, выявляют меньшую подверженность стрессу, склонность к компромиссу, склонность адаптироваться к ситуации, спокойно относится к проигрышу, терпеливость по отношению к другим, склонность загружать себя работой до придела и выше, склонность делать несколько дел одновременно.

Также из рисунка 1 можно установить, что 10 % опрошенных обладают типом стрессоустойчивости А. Люди, относящиеся к данному типу, обладают низкой стрессоустойчивостью, характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры. 

Наибольший риск коронарных заболеваний имеют лица, постоянно сталкивающиеся с высоким темпом жизни, конкуренцией, большим дефицитом времени, экономическими трудностями и имеющие тип стрессоустойчивости А и склонность к типу А.

  1. «Тест на определение стрессоустойчивости личности».

Результаты, полученные по итогам проведения диагностики по методике «Тест на определение стрессоустойчивости личности», отображены на рисунке 2. Рассмотрим полученные данные подробнее.

Распределение испытуемых в зависимости от уровня стрессоустойчивости

Рисунок 2

Из рисунка 2 видно, что 4 % опрошенных сотрудников обладают очень высоким уровнем устойчивости. Это свидетельствует о том, что сотрудники с данным типом устойчивости имеют стабильное гармоничное состояние всегда и везде, отлично справляются со стрессовым воздействием. У 6 % респондентов выявлен высокий уровень устойчивости, что говорит о том, что сильные потрясения они воспринимают как урок в жизни и включают механизм самооценки и значимости, умеют проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние.

Также из рисунка 2 можно установить, что у 10 % испытуемых определен уровень стрессоустойчивости выше среднего. Для данного типа устойчивости характерны такие проявления показателей как – высокое самосознание и умение регулировать свои самоощущения, переходя в разные состояния внутреннего самоконтроля.

У 12 % опрошенных выявлен уровень устойчивости перед стрессом чуть выше среднего. У людей с данным типом устойчивости высокий уровень самозащиты, они обладают умением расслабляться в любой обстановке.  

Средний уровень стрессоустойчивости, исходя из рисунка 2, присущ 20 % опрощенных сотрудников. Данный тип устойчивости свидетельствует о том, что у людей работает внутренняя защита и они легко снимают нервные перевозбуждения, какой бы природы они не были, но не полностью.

Также установлено, что 26 % респондентов обладают чуть ниже среднего уровнем устойчивости. У людей с данным типом устойчивости существует разработанный ими защитный механизм от сильных потрясений, который включается при неблагоприятных условиях, но не всегда оберегающий их от стрессовой нагрузки.

Для 10 % респондентов характерен уровень стрессоустойчивости ниже среднего. Данный тип свидетельствует о наличии довольно сильного нервного напряжения, и люди всеми силами пытаются выйти из этого состояния всеми известными способами, хотя эффективность использованных способов невысока, но люди способны принимать правильные решения.

У 8 % опрошенных сотрудников определяется низкий уровень стрессоустойчивости. Для данного типа стрессоустойчивости характерно то, что люди не способны принять правильное решение в сильном нервном возбуждении, но достаточно адекватны и осознают, что с ними и как.

Также установлено, что 4 % респондентов обладают очень низким уровнем устойчивости перед стрессом. Это самая низкая стрессоустойчивость. Психическое напряжение так велико от причин, приводящих к стрессу, что люди полностью дезориентированы во времени и в пространстве, поэтому необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Таким образом, у опрошенных сотрудников компании преобладает уровень стрессоустойчивости чуть ниже среднего, склонность стрессоустойчивости к типу А, которая проявляется в большей подверженности стрессу, стремлении к конкуренции, конфликтности в отношениях с другими людьми, агрессивности и так далее. Полученные данные предположительно связаны с особенностями профессиональной деятельности и личностными характеристика сотрудников.

Исходя из полученных данных, подразделениям организации, выполняющих работу с персоналом, были даны рекомендации по проведению мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости и сопротивляемости стрессу, профилактике профессионального выгорания, снижение уровня стрессовой нагрузки, ведь чем эффективнее человек справляется со стрессовым воздействием, тем продуктивнее оказывается выполняемая им деятельность и тем качественнее он управляет своей жизнью, в том числе не откладывая дела на потом, испытывая негативные эмоции по этому поводу, а выполняя их вовремя и полностью, ощущая прилив сил и желание к достижению цели. Проведенное эмпирическое исследование позволяет опровергнуть гипотезу, выдвинутую перед началом исследования, но достичь цели исследования.

В современной психологической науке феномены стресса, стрессоустойчивости не теряют своей актуальности и по сей день. В настоящее время наука и практика обладает существенным багажом знаний и результатов исследований, но до сих пор нет должной ясности и единого подхода к пониманию данных феноменов, что делает данные явления открытыми для дальнейшего исследования и формированию единства в понимании механизмов данных явлений. Разработка программ, позволяющих корректировать отклонения от оптимального уровня стрессоустойчивости также позволит осуществить психологическую помощь, поддержку и сопровождение для обеспечения гармоничного развития личности в повседневной жизнедеятельности.