Профессиональное самоопределение – важнейший этап в жизни школьников. От того, насколько правильно будет сделан выбор, зависит судьба человека, его удовлетворенность трудом, раскрытие творческих и профессиональных качеств. Ведущая роль в этой поддержке принадлежит учителям, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы деятельности. Цель этой статьи – показать традиционные и инновационные формы профориентационной работы в предметной области «технология».
Наиболее распространенными традиционными методами профориентации в предметной области «технология» можно выделить следующие:
- Профессионально – диагностическая беседа. Во время таких бесед раскрываются наиболее привлекательные стороны конкретной профессии, её сложности и трудности. Кроме того, можно получить дополнительную информацию от учащихся об их интересах, увлечениях, склонностях.
- Профориентационные деловые игры. В ходе игры учащиеся реализуют свой личностный потенциал, раскрывают глубинную мотивацию поведения, проявляют свои профессиональные и потребностно – мотивационные интересы.
- Профессиограммы и анкетирование. Учащиеся проектируют свой профессиональный план, в котором они отвечают на вопросы: кем я хочу стать, чем заниматься, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Всё это оценивается с учётом своим интересов, склонностей и способностей и т.д.
- Встречи с представителями различных профессий, успешными выпускниками, а также проведение конкурсов по профориентации в образовательных учреждениях и т.д.
- Экскурсии на производство. Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, технологией различных предприятий и основами профессий. Это форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения, формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, а также обеспечивает формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда. Цель таких экскурсий – расширить знания о мире профессий, о современном производстве, об условиях труда работников [14].
Рассмотрим инновационные формы профориентационной работы. Так, среди них можно выделить следующие:
- Бизнес – игры, квесты, «мозговые штурмы», «кейс-стади». Такие игры создают ситуации, которые развивают у школьников следующие качества: умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они также учат планировать своё время, ставить цели и достигать их, знакомят с начальными знаниями и навыками в управлении финансов [12].
- Создание портфолио. В них можно увидеть результаты обучения за год, отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно – исследовательских конференциях, всероссийских играх («Русский медвежонок», «Кенгуру» и др), результаты творческой деятельности, спортивные достижения, посещение факультативов, кружков, секций, результаты проектно – исследовательской деятельности, грамоты, благодарственные письма и т.д. Всё это позволяет использовать портфолио как инструмент создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отразить его особенности и достижения.
Безусловно, представляют интерес использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий) как средство профориентации школьников. В сегодняшнее время ИКТ предоставляет широкие возможности и перспективы для профориентационной работы со школьниками. Среди современных средств можно выделить виртуальные экскурсии, видеоматериалы, посещение официальных сайтов предприятий и профильных вузов колледжей. Представляют интерес такие электронные ресурсы, как «Атлас новых профессий» [1], в котором можно узнать о профессиях будущего, изменения на рынке труда, «Траектория таланта» [13], где пользователь может самостоятельно разработать траекторию профессионального развития), а также видеоресурс «Навигатум» [6], в котором собрана большая методическая программа по профориентации и самоопределению, которые будут полезны для школьников, студентов и взрослых. Помогают школьникам различные профориентационные тесты где собраны различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [10]. Заслуживает внимания и конкурс видеороликов «Мир в радуге профессий», где в доступной и в понятной форме школьники могут познакомятся с профессией, услышав мнение своих ровесников – студентов [7]
Активно способствует вовлечению обучающихся в процесс самоопределения, когда они сами пробуют свои силы в создании мультфильмов, музыки, видео, графических изображений. Приобретают популярность электронные мастер – классы, где школьники учатся создавать презентации, подробно описывая процесс создания чего – либо [7].
Также можно выделить такую инновационную педагогическую технологию, как проектирование. Проектная деятельность позволяет учащимся познакомиться с интересующей их сферой трудовой деятельности, узнать свои психофизиологические особенности, сформировать творческое (креативное) мышление. Выбранная тема должна соответствовать типу мышления учащегося, его характеру, с учётом собственных познавательных возможностей и личных интересов. Этот метод позволяет интегрировать знания и умения школьников из различных предметных областей, что способствуют установлению междпредметных связей [3]. Так, в г. Кирове успешно реализуется проект «Лабиринт увлечений», где школьники, разрабатывая свой проект, вовлекают в него других, передают полученный опыт своим сверстникам. Всё это способствует формированию у школьников проектно – творческого мышления, активизации познавательной деятельности, самостоятельности [7]. Такие проекты позволяют учащимся самостоятельно мыслить, аргументированно доказывать свою точку зрения. Проектная деятельность помогает учащимся сформировать качество самодостаточности, способности к профессиональной идентичности.
Еще одна форма профориентации - сетевое образовательное путешествие. Это форма и метод познания, позволяющие перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденных ресурсами. Благодаря этому школьники учатся ориентироваться в разных культурных средах [7]
Также в настоящее время педагоги используют возможности сетевых сервисов, разрабатывают различные сетевые образовательные проекты. Сетевой проект – это совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Школьники в процессе участия в проекте вовлекаются в совместные активные обсуждения по проблемам и определенным заданным в проекте вопросам. В ходе них участники осуществляют сбор данных, обмениваются в сети творческими идеями. Это развивает коммуникативные способности, освоение информационных технологий. Так, особо можно выделить проект Натальи Николаевны Новиковой «Исследовательский десант на производство», успешно реализованным в Сыктывкарском государственном университете [4]. Учащиеся расширили знания о сферах производства, в ходе профориентационных экскурсий изучали предприятия своего региона, брали интервью. Этот сетевой проект позволил интегрировать работу с информационными ресурсами, а также сотрудничество с крупнейшими предприятиями региона [8]
- Профессиональные пробы. Профессиональная проба – один из практиориентированных форматов профориентации, «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. Задача каждой пробы – наглядно раскрыть лучшее, что есть в профессии, и то лучшее в школьнике, что будет действовать и расти в нем, если он выберет эту профессию [2]; [5]
В данной статье рассмотрены традиционные и инновационные формы профориентации. К традиционным формам можно отнести анкетирование, профессиограммы, консультации, встречи с представителями профессий и успешными выпускниками, экскурсии на производство и др. К инновационным – создание портфолио, использование ИКТ, проектную деятельность, сетевой образовательный проект и профессиональные пробы. Следует отметить, что инновационные формы профориентации способствуют большей вовлеченности ребят в процесс происходящего, уровень заинтересованности при использовании интерактивных методов обучения выше, нежели при использовании традиционных. Инновационные формы профориентации требуют большего изучения и внедрения в образовательные учреждения, а также в разработке для учителей педагогической модели инновационной формы профориентационной работы со школьниками.