Полный текст статьи
Печать

Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.

При таких условиях изучения социальных проблем и их места в социальной работе является требованием времени. Это влияет на появление новых социальных проблем. Основной доминантой общества является отдельно взятая личность, ее потребности и интересы, именно с этой точки зрения мы и будем изучать классификацию социальных проблем. Кроме того, актуальность усиливается еще и тем, что изучение связи видов социальным проблем с направлениями  социальной работы остается недостаточно разработанными в научной литературе. 

Типы социальных проблем, на которые направленна социальная работа

Под социальными проблемами в теории социальной работы и других наук на сегодняшний день принято понимать частичное или полное неудовлетворение потребностей, интересов личностей, групп, обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от физиологических нужд (потребности в пище, одежде, жилище), и заканчивая духовными запросами (потребности в общении, образовании, самореализации). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем.

Поэтому можно выделить типологию социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа:

  1. индивидуально-личностные, семейные проблемы: проблемы с физическим и психическим здоровьем и благополучием (инвалидность, пожилой возраст), одиночество, социальная изоляция, неблагополучная атмосфера в семьях, в т. ч. вызванная алкогольной и наркотической зависимостью членов семьи, проблемы детей и молодежи в обучении и социализации;
  2. социально-экономические проблемы: безработица, бедность, увеличение числа социально незащищённых лиц;
  3. социально-экологические проблемы: загрязнение и обеднение окружающей среды, влияющее на здоровье и благополучие людей;
  4. проблемы социальной стратификации: расслоение в обществе, большая разница между доходами различных классов, создающая благоприятные условия для социальной эксплуатации и манипуляции;
  5. поведенческие проблемы: девиантное поведение отдельных личностей и социальных групп, включая преступность, аддикции (зависимости), социальные аномалии и дефекты;
  6. проблемы символизации и социального моделирования: искривлённое восприятие мира, искажённые социальные ценности, и как результат разрыв социальных связей и выработка антигуманных представлений и асоциального образа жизни;
  7. коммуникативно-информационные проблемы, вытекают из проблем символизации и социального моделирования и выражаются в трудностях установления социальных контактов;
  8. социально-политические проблемы: низкий уровень социальной активности населения, напряжённость нестабильность отношений в обществе.

 

Социальная работа как инструмент решения социальных проблем

Под социальной работой, как под видом практической деятельности принято понимать особую профессиональную деятельность по улучшению уровня жизни отдельных личностей и всего общества.

Через социальных работников государство делегирует часть своих полномочий по обеспечению достойного материального, социального и культурного уровня жизни.

Социально-экономические проблемы также в значительной степени активизируют социальную работу в нашей стране. Поэтому при решении данных проблем принято выделять такие направления социальной работы как:

  • помощь в решении индивидуально-личностных, семейных проблем:
  • работа с семьями;
  • работа с инвалидами;
  • работа с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия и пр. категориями;
  • работа в сфере здравоохранения и психологической помощи;
  • работа в хосписах;
  • помощь в решении социально-экономических, экологических проблем, проблемы социальной стратификации;
  • работа в центрах занятости;
  • работа с молодёжью в т. ч. в образовательных учреждениях;
  • помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования:
  • работа в правоохранительной сфере;
  • работа в досуговой сфере;
  • работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ;

Работа социального работника, социального педагога с семьей при их взаимодействии должна строиться по нескольким взаимосвязанным направлениям:

  1. диагностическое - изучение типа семьи, психологической атмосферы, выявление существующих индивидуально-личностных проблем;
  2. прогностическое - прогноз дальнейшего развития отношений в семье;
  3. организационно-коммуникационное - общение с детьми и родителями, организация воспитательной работы, повышение общего культурного и педагогического уровня родителей, формулирование рекомендаций по избавлению от вредных привычек и т.д.;
  4. профилактическое - наблюдение за тем, чтобы у членов семьи не развивалось отклоняющееся поведение;
  5. социально-бытовое - организация предоставления материальной помощи семье;
  6. социально-психологическое - психологическое консультирование, советы по решению сложных семейных ситуаций;
  7. организаторское - проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий для всей семьи.

Результатом такой деятельности должна стать не только социальная защита семьи, но и ее переход из статуса неблагополучной до благополучного семейства. То есть создание условий для того, чтобы потребности и интересы всех членов семьи были удовлетворены.

Социальная работа в сфере здравоохранения и психологической помощи включает:

предоставление первичной психологической помощи и правовое консультирование пациентов;

дополнительную медицинскую помощь;

 поддержку женщин-рожениц и людей пожилого возраста в условиях стационарного лечения; организацию рекреации для детей;

предоставление услуг социального страхования на случай болезни; организацию социальных программ для тяжелобольных пациентов.

Социальная работа в сфере досуга призвана приобщать население, главным образом молодежь в рамках массовых мероприятий к лучшим образцам культуры, здоровому образу жизни, помогая сформировать правильное представление о социальных ролях и отношениях в обществе.

Таким образом, социальная работа распространяет свои границы далеко за пределы существующих проблем, но и старается искоренить возможные проблемы в будущем, делая все возможное для изменения поведения и мировоззрения людей в лучшую сторону. Мы должны заметить, что социальный работник, помогая людям решать индивидуально-личностные, семейные проблемы, выполняет много функций, и,  работая в различных социально-медицинских, педагогических и пр. учреждениях должен хорошо "вписаться" в их коллектив, став единым целым с ним, образуя команду. Таким образом, социальные проблемы будут решаться наиболее эффективно.  

Заключение 

После написания данной работы мы убедились в том, что социальная работа может способствовать решению многих важных социальных проблем. Помощь в решении социально-экономических проблем направлена на борьбу с безработицей, бедностью, ростом числа социально незащищённых лиц и т.д. С этой целью социальная работа проводится в учреждениях образования, центрах занятости и т.д. Она позволяет людям актуализировать свои внутренние способности человека, чтобы занять достойное место в жизни. Косвенно данный вид социальной работы позволяет решить проблемы социальной стратификации, социально-экологические проблемы.

Невозможно выделить чёткое место конкретных социальных проблем в социальной работе. В этом и проявляется ее значимость и уникальность: решая одну проблему, она помогает устранить ряд других взаимозависимых проблем, гармонизируя общественные отношения.