В условиях современного образования каждый человек – и учитель, и ученик, и обучающий, и обучающийся, – начинает осознавать значимость рефлексивности в процессе обучения.
В системе УУД выделяется группа коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В этом контексте особая роль отводится рефлексии, которую мы используем в качестве диагностики на занятиях объединения «Магия бисера».
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия является одним из этапов занятия.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности.
Исходя из функций рефлексии, на занятиях применяются следующие виды рефлексии:
- 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- 2. Рефлексия деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяются карточки-смайлики.
В конце занятия в объединении применяется рефлексия «Сказочная поляна».
Детям предлагается выбрать из трёх бабочек определённого цвета одну и прикрепить на цветок. Настроение определяется через цветовой тест Макса Люшера, в котором существуют следующие цветовые индикаторы:
оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение;
красный цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Этот вид рефлексии даёт возможность оценить деятельность в течение всего занятия. Воспитанники прицепляют бабочку на цветок разной высоты, что помогает обучающемуся провести самоанализ деятельности на занятии.
Чем понятнее было ребёнку задание и его цель, тем выше он прикрепляет бабочку на ромашку.
Для рефлексии деятельности используетсятехнология «Почта».
В конце занятия воспитанники пишут мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе. Выбираем почтальона, который собирает письма и отдаёт руководителю.
Проводим и небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.
Обучающиеся аргументируют свой ответ:
|
активно / пассивно. |
Обсуждая результаты ответов, обучающиеся объективно оценивают свою активность и качество работы
Также нами используется один из вариантов упражнении «Комплимент» («Комплимент-похвала», «Комплимент деловым качествам», «Комплимент в чувствах»), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведённое занятие. Такой вариант окончания занятия даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Рефлексию содержания учебного материала используем для выявления уровня осознания содержания пройденного. На последнем занятии каждой изучаемой темы подводим итоги, обсуждаем, что дети узнали, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, общую эффективность группы. Для этого используем упражнение «Плюс-минус-интересно». Автор упражнения Эдвард де Боно. Это упражнение выполняем устно, ответы пишутся на доске.
В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на занятии; какая информация и формы работы вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, а также то, что бы им хотелось ещё узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Дерево творчества». На заключительном занятиитой или иной темы дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды:
плоды – занятие прошло полезно, плодотворно;
цветок – довольно неплохо;
листики – не совсем удовлетворён занятием.
Рефлексию проводим и в конце учебного года.
Детям раздается анкета:
1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?Варианты ответов:
- делало её более эффективной;
- тормозило выполнение задания;
- не позволило точно выполнить задачу;
-испортило отношения в группе.
2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?Варианты ответов:
-обмен информацией;
-взаимодействие;
-взаимопонимание;
-были равномерно задействованы все уровни.
3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?Варианты ответов:
-недостаток информации;
-недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);
-трудности в общении.
4. Какой стиль общения преобладал в работе?Варианты ответов:
- ориентированный на человека;
- ориентированный на выполнение задания.
5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?Варианты ответов:
- в группе сохранилось единство и партнёрские отношения;
- единство группы в ходе работы было нарушено.
6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?Варианты ответов:
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы;
нежелание наладить контакт большинства участников группы;
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы;
- сама задача оказалась неинтересной, трудной.
7. Оцените свой уровень обученности:Варианты ответов:
- высокий, выполнял работы в большей мере самостоятельно;
- средний, выполнял работы с помощью педагога;
- низкий, работы выполнять затруднялся.
Для рефлексии содержания учебного материала используется «Синквейн» - составление четверостишья по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным;
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями);
третья строка – 3 значимые глаголы, выражающие отношение к понятию;
четвёртая строка – слово-синоним понятию, отражающее обобщение или расширение смысла.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществлённой деятельности с целью диагностики её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. Всем известно, что целью современного образования является формирование и воспитание функционально грамотной личности. Значит, педагог должен контролировать не отдельные знания, а умения ими пользоваться в ходе решения различных задач.