Полный текст статьи
Печать

В последнее время очень остро стал подниматься вопрос, связанный с проблемами современного профессионального образования в области инженерных и технических направлений. О его важности говорил и президент России В.В. Путин в своем ежегодном Посланием Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года: «Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности» [3].

И здесь профориентационая работа выходит на первое место. Это целый комплекс мероприятий, направленных на помощь в самоопределении и выборе профессиональной деятельности молодых людей, вступающих во взрослую жизнь (выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и средне-профессиональных заведений), а также в их дальнейшем личностном и профессиональном росте. Благодаря целенаправленной профориентационной работе у учащихся формируются компетентности, позволяющие им адаптироваться на рынке труда.

По мнению Титовой С.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры менеджмента Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права, методы профориентационной работы делятся на пассивные и эффективные [6].
К пассивным методам относятся:

- беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;

- приглашение профессионалов на тематические вечера;

- организация лекториев;

- оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;

- посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;

- организация «Дня открытых дверей»;

- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

- выступление ученых вуза в СМИ.

Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.

В качестве активных методов профориентации автор отмечает:

- организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы (юных экономистов, маркетологов, менеджеров, юристов и т.п.);

- привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;

- организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;

- проведение профессиональных недель факультетов;

- организация олимпиад для школьников и др. [6].

С целью усиления профориентационной работы Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию инженерных профессий. Согласно плану проводится Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, кроме того проводится ежегодный Всероссийский конкурс студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования, Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» [5]. Вовлечение молодежи в данные мероприятия является главным стимулом в выборе именно инженерных специальностей для дальнейшего профессионального развития.

Молодые люди активно включаются в эту деятельность. Они готовы  участвовать в конкурсах, обсуждениях, полны сил и творческих идей. Им нужна только заинтересованность и поддержка. И здесь главная задача в наставлении обучающихся, выявлении их потенциала и настрой на продуктивную деятельность. А это еще, и готовность педагогов быть, в какой-то мере новаторами, увлекающими за собой и учеников и коллег, создающих вокруг себя активное творческое пространство.

Сейчас традиционно во многих современных ВУЗах проходят «Дни открытых дверей», как общевузовские, так и отдельных факультетов, в рамках которых проводятся экскурсии, в том числе с демонстрацией новейших достижений, выставки, мастер-классы, открытые уроки по профессиям и т.д. Эти методы работы тоже, бесспорно нужны, но как было отмечено выше, все эти мероприятия относятся к пассивным методам работы. А к молодому поколению на данный момент крайне необходим современный подход, поэтому акцент нужно сделать на эффективные методы профориентационной работы, которые позволяют вовлекать выпускников в активные действия по начальному знакомству с профессий, формировать их заинтересованность.

Именно благодаря правильным формам и методам подготовки происходит ориентация будущих молодых специалистов на рынке труда. Поэтому очень важно привлекать к данной проблеме и работодателей, которые имеют реальное и грамотное представление о социально-экономической ситуации в стране на текущий момент. Такой формой работы могут быть встречи с реальными инженерными работниками ведущих предприятий региона, где они, как потенциальные работодатели, могут быть вовлечены в профориентационную деятельность в качестве партнеров профильных конкурсов или олимпиад, или как члены жюри, являясь представителями деловой элиты и ярким примером профессиональной успешности для подрастающего поколения.

В указанном выше плане мероприятий популяризации рабочих и инженерных профессий Правительства РФ в 13-м пункте поставлена задача «Содействие в проведении международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью на предприятиях» [4]. В связи с этим в планах вузах и школах следует продумывать мероприятия для эффективного взаимодействия предприятий, в лице работодателей и молодежи, в частности образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.

Одним из примеров такой формы профориентационной работы являются «Профессиональные пробы». Которые представляют собой систему мер сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи с участием преподавателей вузов и работодателей.

Еще одной из эффективной формой взаимодействия с потенциальными абитуриентами является выполнение научно-исследовательских работ старшеклассников. Одним из примеров можно выделить исследовательскую работу под руководством преподавателей Нижегородского государственный университета им. Н.И. Лобачевского [5]. Такая форма активной работы со школьниками позволяет сформировать у них интерес к исследовательской деятельности, развитие их научного и творческого потенциала, а также создать «эффект погружения» в профессиональную деятельность в выбранной выпускниками школ сфере знаний. Особое место в системе профориентационных мероприятий занимает Летняя физико-математическая школа «Будущие исследователи», реализуемая в рамках программы «Университетский кластер образования». С 2014 года в период летних каникул учащиеся 10-х классов школ «Университетского кластера образования», а также победители и призеры олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» по физике и математике приглашаются в Летнюю школу, проводимую на базе студенческого оздоровительного лагеря, где в течение недели преподаватели университета ведут занятия по физике, математике, читают научно-популярные лекции [5].

Современным методом работы с абитуриентами является профориентационное тестирование, которое позволяет молодым людям выявить склонности к тем или иным видам деятельности и подобрать будущее направление профессиональной деятельности. Такое тестирование можно самостоятельно пройти, например, на сайте Вятского государственного университета. Также в ВятГУ работает региональная площадка Всероссийского фестиваля науки, в рамках которой для посетителей организуется более 100 активных тематических стендов. Для младших школьников и старшеклассников по возрасту проводился квест - «Занимательная метрология», для более старших посетителей проводилась небольшая экскурсия по выставленным экспонатам, а также предоставлялась возможность поучаствовать в проведении различных научных опытов, с элементами шоу. В рамках фестиваля проводится турнир «Дебаты юных ученых» в британском формате парламентских дебатов и т.д.[1].

Еще одним из примеров профориентационной деятельности обучающихся является ежегодный Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся "Первые шаги в науку: инновации и творчество", организуемый кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета, г. Киров. Конкурс проводится дистанционно. Адрес доступа: https://sites.google.com/site/pervyesagivnauku/

В статье, посвященной обзору профориентационной работы в последние годы по России [2], отмечается, что в целях популяризации инженерно-технических профессий проходят дни профориентационной работы, в ходе которых осуществляются следующие мероприятия:

- групповое  и индивидуальное  профессиональное консультирование  выпускников школ и их родителей, диагностика сферы профессиональных предпочтений школьников;

-профориентационные уроки, классные часы, лектории, фестивали и парады профессий;

-интерактивные брейн-ринги, конкурсы, викторины, ток-шоу, тренинги, презентации востребованных инженерно-технических профессий;

-встречи с представителями различных направлений инженерной деятельности;

-экскурсии   на   предприятия,   ярмарки   учебных   мест,   встречи с представителями профессиональных образовательных организаций, дни открытых дверей службы занятости и образовательных учреждений;

-профессиональные пробы;

-родительские собрания профориентационной тематики.

Такие мероприятия помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного  дела  и  почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной работы. Они также являются важным пунктом в резюме и могут быть полезным фактором при поступлении выпускников школ в вузы [2].

В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. По словам президента РФ В.В. Путина: «Каждый ребёнок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России». «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке. Верю, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» [3]. А главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого гражданина является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа. Именно она сейчас является одной из ступенек будущего успеха. Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной необходимо использовать современные методы и формы работы с обучающимися, в частности, активное использование мультимедийных и информационных технологий. Общеизвестным является факт, что молодежь сейчас активно пользуется ресурсами сети Интернет. Нужно максимально использовать эту тенденцию – дать возможность «покорять» глобальную сеть с пользой, а для этого заинтересовывать, искать новые формы и идеи для профориентационной работы.