Полный текст статьи
Печать

С начала времен люди стремятся к декорированию окружающего их пространства. В общем понимании декоративность – единство изобразительных свойств, которые усиливают эмоциональность и выразительность произведений искусства. Разное понимание декоративности проявляется в произведениях прикладного и народного искусства (декорирование предметов быта, интерьера, одежды, ювелирные изделия и многое другое). Примером декоративного произведения, служащего  украшением стен, сводов, потолков является панно.

Понятие «панно» имеет несколько значений. Панно – это произведение живописи или скульптуры (в частности барельеф) декоративного характера. Такое панно создается для определенного места в интерьере помещения, либо для фасада здания, постройки. Обычно панно выполняет функцию декоративного элемента стен, потолка, пола и т.д. [1].

Панно может выполняться непосредственно на части стены или потолка, оформляться лепной рамой или ленточным орнаментом, заполняться живописью или быть рельефное, резное, изразцовое, текстильное и др. Панно может исполняться на холсте или любой другой основе, а затем уже прикрепляться к стене или потолку для украшения интерьера.

Рассмотрим основные приемы, помогающие добиться декоративности при соблюдении целостности в решении панно:

– создание стилизованной декоративной композиции (главное изображение или важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентирования цветом, увеличения в размере, соединения нескольких мотивов по принципу «лоскутного» решения или мягкого перетекания одного изображения в другое);

– уравновешенное распределение элементов композиции на плоскости с учетом формы элементов, пропорций, масштаба изображения, способа членения;

– ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных моментов на плоскости (ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы);

– использование приема «оверлеппинг» – частичное совпадение или наложение одной формы на другую;

–       использование выразительности природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы; выразительности и фактуре красочного мазка и др.;

–       определение формата (горизонтальный формат используют при изображении широкого панорамного пространства; вертикальный формат способствует созданию впечатления торжественности, монументальности; вертикаль узкая придает некоторую фрагментарность);

–       смешение техник подчеркивает декоративность и выразительность изобразительного объекта.

Рассмотрим техники и приемы, используемые художниками в создании декоративного панно.

Таблица

Техники и приемы, используемые художниками в создании декоративного панно

Пример работы, автор

Характеристика техник и приемов, используемых художниками в создании декоративного панно

 

 

 

Сергей Карлов

«Лунная поляна», рельефная мозаика, размеры: 900х900, Саяногорск 2013 г. [2]

Панно выполнено в технике флорентийской мозаики. Декоративность достигается за счет стилизации форм, живущих на полотне. Они разбиты на фрагменты, которые образуют единый стиль работы.

Целостность композиции формируется за счет того, что фигуры обращены в центр полотна. Главным изображением в работе являются девушки, так как они занимают практически весь формат предложенной плоскости. Но центром композиции выступает средняя девушка, так как взоры соседних красавиц обращены к ней.

Важную роль в создании панно играет цвет. В данном случае  главное изображение выделено более светлым тоном, чем фон. Поэтому темный фон играет роль связующего звена и обобщает центральное действие. В панно также работает фактура камня. Она придает изображению глубину и благородный вид.

Декоративность работы подчеркивается форматом приближенным к квадрату (в природе редко встречается данный формат). Обычно картина перед глазами либо горизонтальная, например закат солнца, либо вертикальная: вытянутые деревья.

За счет того, что в картине применены соответствующие приемы создания декоративного панно, работа смотрится четко, лаконично, легко и привлекательно.

 

 

С. Карлов, А. Клементьев, глубокий рельеф, панно для интерьера банка, размеры: 3500х5000, Саяногорск 2008 г. [3]

 

Декоративное панно выполнено в технике глубокого рельефа.

Декоративность создается за счет стилизации композиции. Композиционный центр выделяется размером и цветом. Детали менее значимые выполнены темными оттенками, а главное изображение более светлое. Если смотреть на изображение в целом, то можно заметить, что панно собрано из отдельных кусочков, как из лоскутков, которые объединены в цельную картину. При распределении деталей композиции на плоскости была учтена форма элементов. Все кусочки панно имеют схожую геометрическую форму, с закругленными краями. Пропорции элементов верно подобраны и расположены, это придает композиции уравновешенность. Несмотря на такое разнообразие оттенков,   работа выполнена в диапазоне одного цвета, поэтому в целом панно смотрится гармонично.

Фактура материала, из которого выполнена работа, в данном случае органично вписывается в интерьер помещения. Вертикальный формат изображения подчеркивает монументальность и значимость заведения.

 

 

 

Константин Коровин, монументальное панно  «Постройка узкоколейки в тундре», 1896 г.

Нижний Новгород [4]

Монументальное панно выполнено в декоративной технике. В данном случае изображение не претерпело стилизации, оно написано так, как есть на натуре. В картине учтены законы перспективы, это видно по расплывшемуся вдалеке сюжету. А также по уходящей вдаль дороге, которая теряет очертания. Акцент в работе сделан на машине, которая расположена на переднем плане. Она выделена не только планом, но и цветом, зеленый контрастно смотрится на охристом фоне. Ритмичность в работе создает чередование дороги и воды. Также ритм задают выстроенные в линию детали: машины, люди, лодка, шпалы на рельсах.

Панно выполнено с элементами живописности. Палитра для работы выбрана сдержанная, это создает ощущение спокойствия и уверенности.

Формат работы горизонтальный, поэтому создается ощущение панорамности вида.

Завершенность работе придает мягкая обводка деталей переднего плана.

 


Константин Кривошеин, маркетри «Самураи»,  г. Киров  [5]

Панно создано в технике маркетри. Маркетри это техника изготовления картин из древесного шпона. В данной работе четко прослеживается стилизация элементов. Все объекты разбиты на части. Заметна также непропорциональность фигур, например ладони у девушки слишком малы, по сравнению с реальным соотношением ладоней и лицевой части головы человека. Акцент в работе сделан на воротничке у девушки. Он выделен белым цветом.

Элементы композиции уравновешены за счет цветовых пятен. Например: белый цвет присутствует на одежде девушки, в волосах, на рукавах, в орнаменте на цветах. Нет цветовых пятен без поддержки.

Ритм в работе задает поза девушки. Она склонилась и смотрит на мужчину. Если бы не это движение, мы бы не заметили мужчину, и он был бы лишним на картине. Также ритм прослеживается в складках одежды и в украшениях для волос.

Особенность данной работы в том, что художник использует природную фактуру материала, из которого делает панно. В данном случае материалом для работы является дерево. Древесный рисунок добавляет элемент декоративности в панно.

Работа богато украшена, создается впечатление достатка и праздника. Это подчеркивает и формат работы – вертикальный, поэтому работа смотрится торжественно.

 

 

 

Кэти Уайз, «WILD HORSES» (Дикие лошади), размеры: 23x6, интарсия [6]

Панно выполнено в технике «интарсия» – элементы собирают в единое изделие и склеивают. В данной работе  интарсия представляет собой создание панно из древесной мозаики. Декоративность композиции создается за счет деления фигур на фрагменты, получается эффект мягкого перетекания из одного элемента в другой.

Панно достаточно контрастное по цвету, поэтому оно привлекает к себе внимание. Элементы на панно не уравновешены, правая сторона тяжелее, чем левая. Но данная особенность создает движение. Эффект поддерживает направление взгляда лошадей. Работа довольно ритмична, это видно также потому, что лошади чередуются и различаются между собой по размеру.

Автор мастерски использует фактуру материала в своей работе. Древесные рисунки придают декоративной работе разнообразия.

Работа выполнена в горизонтальном  формате, он показывает широкое пространство, которое не ограничивает скачущих лошадей.

 

Дмитрий Яковлев, Художественное панно. Цветы. Винтаж 2012 г., декоративная штукатурка. Темпера, акрил, размеры: 0,4 на 0,6 м,

Фреска,  Панно [7]

Художественное панно в смешанной технике. Панно выполняется в два этапа: нанесение декоративной штукатурки, далее поверх неё роспись акрилом и темперой.

В композиции делается акцент на белые цветы, это заметно по тому, какой оттенок выбран для них. Букет смотрится целостно за счет того, что каждый цветок соединен с соседним цветком при помощи цвета. Цветы как бы перетекают из одного в другой. Нет четкой границы между элементами.

В картине соблюдены пропорции цветков, это уравновешивает композицию. Бутоны расположены так, что один большой фрагмент уравновешен множеством маленьких цветков, это задает ритм и организует пространство картины.

Штукатурка, находящаяся под краской, создает фактурность, которая придает дополнительный объем панно (цветы выглядят как живые), усиливает декоративность работы и подчеркивает выразительность панно.

Формат картины подчеркивают вертикальные линии, дополняя впечатление торжественности.

 

Белик  А. Н.

«Вечное движение», 2011 г., текстиль, аппликация, шитье, машинная строчка.

г. Киров [8]

Декоративная композиция создана в технике текстильной аппликации.

В работе представлены стилизованные объекты. Главное изображение – это девушки, они занимают большую часть панно, выделены цветом и соединены лоскутными линиями. Работа смотрится целостно за счет того, что девушки выполнены в одной гамме. Цвет переходит с одного объекта на другой, поэтому панно выглядит гармонично.

Ритм создается с помощью полос ткани на фоне, а также с помощью цветовых пятен. Девушки на картине выполнены абстрактно, с помощью линий из ткани и имеют свой ритм. Учитывая то, что работа выполнена из текстильных материалов, она имеет свою особенную пластику элементов. Фигуры лаконичные, простые по форме.

Формат работы горизонтальный, он создает ощущение панорамного вида.

 

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время создание декоративных панно достаточно развитый вид искусства. Особенность декоративного панно в том, что каждое новое произведение будет уникальным. На сегодняшний день панно используют для декора помещений, фасадов, потолков и т.д. Декор и дизайн неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому данная отрасль имеет все предпосылки к дальнейшему развитию.