Полный текст статьи
Печать

Данный опыт работы родился в МКОУ Лицей №9, где систематически формируется среда для социализации личности участников образовательного процесса. Ведущей идеей создания инновационной среды является воспитание человека 21 века. Сегодня  «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Вот почему, выпускник лицея - личность здоровая, способная осознанно выбрать  профессию, социально активная, толерантная, укорененная в национальную и мировую культуру. Значит, социализация - это процесс становления, постоянного развития личности.

Почему  проектная деятельность является средством социализации личности лицеистов?  В определении подчёркивается, что проектная деятельность - это  «уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели». Проектировать, значит,  действовать, т.е. быть субъектом процесса образования, (деятельность основана на  сотрудничестве учителя, ученика, родителя). Через деятельность идёт процесс обучения и воспитания. Пробуя себя в  проектной деятельности, ребёнок взаимодействует с окружающим миром, в результате происходит саморазвитие и социализация личности. Оценивая и контролируя себя, ученик ставит цель, продумывает пути  её достижения, учится принимать решения, обучается предметным и практическим действиям, формирует компетентности. Для повышение эффективности образования согласно стандартов второго поколения, «необходимо формировать у обучающихся основу культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследований, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно- или социальнозначимой проблемы».

Опыт работы учителя технологии показывает, что проектная деятельность систематически  внедряется в учебный процесс с пятого по восьмой класс. Обязательным условием курса технологии  является   выполнение творческих проектов в 5-8 классах. Проектная технология включает теоретическую подготовку и практические работы.  На теоретических занятиях рассматриваются вопросы: что такое творческий проект,  выбор  проекта, этапы выполнения и  обоснование проекта,  критерии оценки (конструктивные, технологические, экологические, экономические, эстетические).  Важными элементами являются материалы, приспособления, оборудование, организация рабочего места,   само - и взаимооценка  проекта,  защита проекта.  В процессе работы складывается система усвоения проектной деятельности учащимися.

Традиционно на  всероссийской предметной олимпиаде по технологии наряду с теоретическими знаниями учащиеся  защищают творческие проекты.

Еще одной ступенью к формированию навыков исследовательской деятельности, созданию проектов стало введение ОПД, как  регионального компонента образования. Эти уроки и практические занятия позволили развивать навыки проектной деятельности.  На уроках  учитываются в большей степени  индивидуальные склонности и предпочтения учащихся, осуществляются метапредметные связи,  развивается коммуникативная компетентность, а значит,  учащиеся продвигаются по пути социализации,  выбора профиля и будущей профессии. Учащимися созданы проекты индивидуальные, парные, групповые, появился опыт защиты проектов, публичных выступлений.  Примеры проектов - это  «Значение воды в жизни человека»,  «Удобство жизни в долг»,  «Влияние компьютера на организм человека»,  «Такими мы были, такими мы стали» и др.

Работа учителя как классного руководителя  в 5 – 9 классах   включает и участие лицеистов в научном обществе, что тоже требует выбора темы по предмету или внеклассной работе, создания проекта или электронного пособия, его презентации, участия в конкурсе «Звёзды на флаге Лицея».  При этом можно расширить тематику проектов, привлечь к деятельности учеников, которые нуждаются в особом внимании классного руководителя, т. е. тех, кому нужна первоочередная помощь.  В сотрудничестве  создаётся новая благоприятная среда для реализации воспитательной  деятельности классного руководителя.    Вторая задача учителя заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность использовать приобретенные знания, умения, навыки. Можно и нужно отметить работы над проектами, которые были созданы учащимися  6 – 9 классов. Работы  -  победители и призёры  городских конкурсов: «Лицей – про», «Наш второй  хлеб», «Влияние компьютера на организм человека»,  «Русская кухня. Пироги и пирожки». Проекты – победители лицейских конкурсов:  «Культура моего народа», «Что мы знаем о картошке», «Я тоже хочу жить».  Проект «Наш второй хлеб» был представлен на областном конкурсе юных экологов.

 

Участвуя в проектной деятельности,  лицеисты   становятся активными  участниками образовательного процесса, это способствует саморазвитию,  самосовершенствованию, повышению инициативы,  растёт  обученность и  качество обучения.  Важным результатом деятельности является и личный рост учащихся. Шохирева Ирина и Лалетина Нина пришли в Лицей в 5 классе,   со средним баллом 4, 2. За время  учёбы в Лицее систематически участвовали в проектной деятельности, это способствовало повышению мотивации к учению,   повышению самооценки.  Уровень обученности их систематически  возрастает несмотря на то, что в 7-8  классе, обычно, наблюдается обратный процесс, что является  результатом кризиса подросткового возраста.  Успеваемость Ирины и Нины постоянно росла:  Шохирева Ирина закончила основную школу  с аттестатом особого образца. Средний балл аттестата Лалетиной Нины – 4,9. Обе  они – победители и призёры городских предметных олимпиад. Хочется отметить активное участие их  в проектной деятельности, в работе научного общества. В 6 классе Нина и Ирина стали участницами коллективного проекта  «Культура моего народа»,  в 7 классе - «Что мы знаем о картошке»,  в 8 классе  -  «Наш второй хлеб». В  2009г.  они - участницы областного конкурса  юных исследователей окружающей среды в номинации «Экология растений», так же  получили  сертификаты участников областного конкурса юных экологов.  Обучаясь в 10 классе, Ирина стала призёром олимпиады по технологии на муниципальном уровне, где одним из этапов олимпиады  была защита проекта.  Проектная деятельность безусловно способствует самоопределнию, выбору профиля и профессии.  Лалетина Нина продолжила обучение в физико-математическом  лицее  города Кирова. Шохирева Ирина выбрала естественный профиль Лицея.

Хочется отметить и тот факт,  что  с 5 по 9 класс  не снижается число учащихся, занятых в дополнительном образовании, чему в немалой степени способствует урочная и внеурочная деятельность.

Любая инновационная деятельность влияет и на самого педагога.  Появилась возможность представить опыт работы проектной деятельности.

Таким  образом, опыт работы учителя и классного руководителя по формированию личности лицеиста показывает эффективность использования на уроках и во внеурочной деятельности  проектной технологии. Работа безусловно будет продолжена, т.к. образовательные стандарты требуют формирования универсальных учебных действий, которые включают и проектную деятельность.