Данный опыт работы родился в МКОУ Лицей №9, где систематически формируется среда для социализации личности участников образовательного процесса. Ведущей идеей создания инновационной среды является воспитание человека 21 века. Сегодня «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Вот почему, выпускник лицея - личность здоровая, способная осознанно выбрать профессию, социально активная, толерантная, укорененная в национальную и мировую культуру. Значит, социализация - это процесс становления, постоянного развития личности.
Почему проектная деятельность является средством социализации личности лицеистов? В определении подчёркивается, что проектная деятельность - это «уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели». Проектировать, значит, действовать, т.е. быть субъектом процесса образования, (деятельность основана на сотрудничестве учителя, ученика, родителя). Через деятельность идёт процесс обучения и воспитания. Пробуя себя в проектной деятельности, ребёнок взаимодействует с окружающим миром, в результате происходит саморазвитие и социализация личности. Оценивая и контролируя себя, ученик ставит цель, продумывает пути её достижения, учится принимать решения, обучается предметным и практическим действиям, формирует компетентности. Для повышение эффективности образования согласно стандартов второго поколения, «необходимо формировать у обучающихся основу культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследований, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно- или социальнозначимой проблемы».
Опыт работы учителя технологии показывает, что проектная деятельность систематически внедряется в учебный процесс с пятого по восьмой класс. Обязательным условием курса технологии является выполнение творческих проектов в 5-8 классах. Проектная технология включает теоретическую подготовку и практические работы. На теоретических занятиях рассматриваются вопросы: что такое творческий проект, выбор проекта, этапы выполнения и обоснование проекта, критерии оценки (конструктивные, технологические, экологические, экономические, эстетические). Важными элементами являются материалы, приспособления, оборудование, организация рабочего места, само - и взаимооценка проекта, защита проекта. В процессе работы складывается система усвоения проектной деятельности учащимися.
Традиционно на всероссийской предметной олимпиаде по технологии наряду с теоретическими знаниями учащиеся защищают творческие проекты.
Еще одной ступенью к формированию навыков исследовательской деятельности, созданию проектов стало введение ОПД, как регионального компонента образования. Эти уроки и практические занятия позволили развивать навыки проектной деятельности. На уроках учитываются в большей степени индивидуальные склонности и предпочтения учащихся, осуществляются метапредметные связи, развивается коммуникативная компетентность, а значит, учащиеся продвигаются по пути социализации, выбора профиля и будущей профессии. Учащимися созданы проекты индивидуальные, парные, групповые, появился опыт защиты проектов, публичных выступлений. Примеры проектов - это «Значение воды в жизни человека», «Удобство жизни в долг», «Влияние компьютера на организм человека», «Такими мы были, такими мы стали» и др.
Работа учителя как классного руководителя в 5 – 9 классах включает и участие лицеистов в научном обществе, что тоже требует выбора темы по предмету или внеклассной работе, создания проекта или электронного пособия, его презентации, участия в конкурсе «Звёзды на флаге Лицея». При этом можно расширить тематику проектов, привлечь к деятельности учеников, которые нуждаются в особом внимании классного руководителя, т. е. тех, кому нужна первоочередная помощь. В сотрудничестве создаётся новая благоприятная среда для реализации воспитательной деятельности классного руководителя. Вторая задача учителя заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность использовать приобретенные знания, умения, навыки. Можно и нужно отметить работы над проектами, которые были созданы учащимися 6 – 9 классов. Работы - победители и призёры городских конкурсов: «Лицей – про», «Наш второй хлеб», «Влияние компьютера на организм человека», «Русская кухня. Пироги и пирожки». Проекты – победители лицейских конкурсов: «Культура моего народа», «Что мы знаем о картошке», «Я тоже хочу жить». Проект «Наш второй хлеб» был представлен на областном конкурсе юных экологов.
Участвуя в проектной деятельности, лицеисты становятся активными участниками образовательного процесса, это способствует саморазвитию, самосовершенствованию, повышению инициативы, растёт обученность и качество обучения. Важным результатом деятельности является и личный рост учащихся. Шохирева Ирина и Лалетина Нина пришли в Лицей в 5 классе, со средним баллом 4, 2. За время учёбы в Лицее систематически участвовали в проектной деятельности, это способствовало повышению мотивации к учению, повышению самооценки. Уровень обученности их систематически возрастает несмотря на то, что в 7-8 классе, обычно, наблюдается обратный процесс, что является результатом кризиса подросткового возраста. Успеваемость Ирины и Нины постоянно росла: Шохирева Ирина закончила основную школу с аттестатом особого образца. Средний балл аттестата Лалетиной Нины – 4,9. Обе они – победители и призёры городских предметных олимпиад. Хочется отметить активное участие их в проектной деятельности, в работе научного общества. В 6 классе Нина и Ирина стали участницами коллективного проекта «Культура моего народа», в 7 классе - «Что мы знаем о картошке», в 8 классе - «Наш второй хлеб». В 2009г. они - участницы областного конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Экология растений», так же получили сертификаты участников областного конкурса юных экологов. Обучаясь в 10 классе, Ирина стала призёром олимпиады по технологии на муниципальном уровне, где одним из этапов олимпиады была защита проекта. Проектная деятельность безусловно способствует самоопределнию, выбору профиля и профессии. Лалетина Нина продолжила обучение в физико-математическом лицее города Кирова. Шохирева Ирина выбрала естественный профиль Лицея.
Хочется отметить и тот факт, что с 5 по 9 класс не снижается число учащихся, занятых в дополнительном образовании, чему в немалой степени способствует урочная и внеурочная деятельность.
Любая инновационная деятельность влияет и на самого педагога. Появилась возможность представить опыт работы проектной деятельности.
Таким образом, опыт работы учителя и классного руководителя по формированию личности лицеиста показывает эффективность использования на уроках и во внеурочной деятельности проектной технологии. Работа безусловно будет продолжена, т.к. образовательные стандарты требуют формирования универсальных учебных действий, которые включают и проектную деятельность.