Полный текст статьи
Печать

Одним из видов прикладного искусства, развивающего такие важнейшие в творческой самореализации аспекты, как образное мышление, творческий подход, понимание формы  является  скульптура. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Помимо визуального восприятия, ребенок имеет возможность трогать, осязать и при необходимости изменять форму результата его творчества. Руки в лепке выступают главным инструментом, поэтому уровень овладения техникой напрямую зависит от  практического владения своими руками, а не такими инструментами как кисть,  карандаш и др[3]. Следовательно, лепка – самый доступный и раскрепощенный вид творчества: один кусок пластилина может стать основой для создания бесконечного количества образов. Именно поэтому эта техника одна из самых древних, но до сих пор не утерявшая свою актуальность[1]. Лепкой занимаются люди всех возрастных категорий, ее роль в становлении развивающейся творческой личности неоценимо. Бесспорно, творческое развитие ребенка занимает отнюдь не последнее место в его воспитании. Даже если ребенок не будет в будущем связан с художественным изобразительным искусством, творчество поспособствует ему выйти на качественно новый уровень в своем развитии. Лепка отлично развивает формовосприятие, а также  внимательное отношение к деталям. Помимо этого, лепка развивает ряд других областей:

  • • повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, пластики, пропорций, фактуры, веса, цвета);
  • • развивают умелость и ловкость рук, мелкую моторику (также синхронизируют работу обеих рук), воображение и пространственно-образное мышление;
  • • формируют целеполагание, умение реализовать творческий замысел посредством составления плана и предвидеть результат[4].

Специалистами с области возрастной психологии, занимающихся изучением аспектов развития детской речи (Ушакова О. С., Гальперин Л. Д., Божович Л.И., Аверин В.А.), было установлено, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим  речевые навыки ребенка рекомендуют стимулировать путем тренировки пальцев рук. Данные упражнения подготавливает к письму кисти и пальцы ребенка. Практика показывает, что подавляющее большинство первоклассников сталкивается с трудностями при овладении письмом[5]. Но помимо всех вышеперечисленных плюсов лепки, безусловно самое главное ее значение в том, что она наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Материалов для лепки достаточно много: глина, пластилин, соленое тесто, - они  известны всем и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Однако в данной статье мы хотим акцентировать внимание на неоправданно умалчиваемом, новейшем материале, который появился сравнительно недавно.

Полимерная глина – инновационный материал с очень широким спектром применения. Несмотря на то что со времен изобретения полимерной глины прошло всего полвека, сегодня лепка из этого материала стала довольно популярным хобби, а для многих дизайнеров – профессиональным занятием. Преимущества использования пластики сложно переоценить. Использование ее в творческой работе школьников повысит их уровень творческого подхода, творческого мышления, чувства цвета. Процесс работы с пластикой намного чище нежели с пластилином, также благодаря широкому цветовому ряду, ученики могут воплощать свой творческий замысел наиболее полно. Изделия из полимерной глины могут храниться  долгие годы и использоваться преподавателями в качестве наглядных пособий наиболее эффективно чем пластилиновые. Основываясь на данных преимуществах, мы рекомендуем полимерную глину для внедрения в творчество школьников.

По внешнему виду и на ощупь пластика напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Пластичность материалу обеспечивают пластификаторы, которые улетучиваются при нагревании материала до температуры 100-130°C (в домашних условиях изделия "выпекают" в духовке). В процессе температурной обработки в материале происходит необратимый процесс полимеризации с образованием поливинилхлорида. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами. Все полимерные глины содержат основу из ПВХ и один или несколько видов жидких пластификаторов. Пигменты могут быть добавлены к прозрачной основе, чтобы получить требуемый цвет, вместе с малыми количествами каолина, белого фарфора или других прозрачных компонентов там, где требуется прозрачность. Слюда может быть добавлена, чтобы создать перламутровый или металлический эффект. Техник работы с данным материалом довольно много в связи с его универсальностью: полимерная глина может принимать абсолютно любую форму, толщину и фактуру[2]. 

В процессе планирования уроков скульптуры нами было решено предварительно провести краткий устный опрос среди учеников с целью выявления уровня владения техникой лепки у учащихся.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

  1. Какие средства выразительности в скульптуре вы знаете?
  2. Какие разновидности скульптуры вы знаете?
  3. Знакомы ли вы с полимерной глиной?
  4. Какие материалы применяются в лепке из полимерной глины?
  5. Какие инструменты использует мастер в своей работе?
  6. Опишите основные этапы работы с пластичным материалом
  7. Знакомы ли вы с техниками работы с полимерной глиной, если да то с какими?

В опросе участвовали 11 учащихся 9б класса МБОУ ХТЛ г. Кирова.

В результате опроса было выявлено, что уровень теоритических и практических знаний в области скульптуры у большинства класса очень низок. Следовательно, перед нами встала задача освежить и дополнить знания ребят. Для знакомства учащихся с новым материалом нами была разработана мультимедийная презентация «Знакомство с полимерной глиной», включающая себя краткий исторический очерк появления полимерной глины, классификацию техник работы с ней а также необходимые мастеру инструменты. В выборе тематики практической работы мы остановились на создании декоративной бижутерии – сережек , декорированных растительным элементом – розой. В соответствии с ФГОС был разработан конспект урока на тему «Лепка растительного элемента из полимерной глины», целью которого мы обозначили изучение технологии изготовления и выполнения растительного элемента из полимерной глины.

 

Фото работы

Краткая характеристика

 1

 

 

Природная форма цветка нарушена, но техника лепки лепестков достаточно высока для новичка. Роза тяжела относительно швензы.

2

 

 

Правильное соотношение пропорций, форма бутона не нарушена.  Неверно подобран цвет фурнитуры.

3

 

 

Следует заметить интересную задумку автора работы(переход цвета от сердцевины к краям).Из-за нарушения формы бутона работа не смотрится цельно.

4

 

 

Форма бутона не нарушена, лепестки розы тщательно проработаны.

5

 

 

Яркая цветовая гамма. Не проработана сердцевина цветка, края лепестков сильно загнуты.

6

 

 

Спорная цветовая гамма, однако такой контраст по-своему держит замысел автора.

 

В  результате анализа работ были выявлены следующие ошибки: отсутствие правильного представления формы создаваемого объекта, пропорционального соотношения фурнитуры и вылепленного элемента, примитивность цветовой гаммы. В связи с этим, рекомендуем применять широкий наглядный ряд изображаемых объектов, ограничение размеров и цветовой гаммы.