Одним из видов прикладного искусства, развивающего такие важнейшие в творческой самореализации аспекты, как образное мышление, творческий подход, понимание формы является скульптура. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Помимо визуального восприятия, ребенок имеет возможность трогать, осязать и при необходимости изменять форму результата его творчества. Руки в лепке выступают главным инструментом, поэтому уровень овладения техникой напрямую зависит от практического владения своими руками, а не такими инструментами как кисть, карандаш и др[3]. Следовательно, лепка – самый доступный и раскрепощенный вид творчества: один кусок пластилина может стать основой для создания бесконечного количества образов. Именно поэтому эта техника одна из самых древних, но до сих пор не утерявшая свою актуальность[1]. Лепкой занимаются люди всех возрастных категорий, ее роль в становлении развивающейся творческой личности неоценимо. Бесспорно, творческое развитие ребенка занимает отнюдь не последнее место в его воспитании. Даже если ребенок не будет в будущем связан с художественным изобразительным искусством, творчество поспособствует ему выйти на качественно новый уровень в своем развитии. Лепка отлично развивает формовосприятие, а также внимательное отношение к деталям. Помимо этого, лепка развивает ряд других областей:
- • повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, пластики, пропорций, фактуры, веса, цвета);
- • развивают умелость и ловкость рук, мелкую моторику (также синхронизируют работу обеих рук), воображение и пространственно-образное мышление;
- • формируют целеполагание, умение реализовать творческий замысел посредством составления плана и предвидеть результат[4].
Специалистами с области возрастной психологии, занимающихся изучением аспектов развития детской речи (Ушакова О. С., Гальперин Л. Д., Божович Л.И., Аверин В.А.), было установлено, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим речевые навыки ребенка рекомендуют стимулировать путем тренировки пальцев рук. Данные упражнения подготавливает к письму кисти и пальцы ребенка. Практика показывает, что подавляющее большинство первоклассников сталкивается с трудностями при овладении письмом[5]. Но помимо всех вышеперечисленных плюсов лепки, безусловно самое главное ее значение в том, что она наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Материалов для лепки достаточно много: глина, пластилин, соленое тесто, - они известны всем и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Однако в данной статье мы хотим акцентировать внимание на неоправданно умалчиваемом, новейшем материале, который появился сравнительно недавно.
Полимерная глина – инновационный материал с очень широким спектром применения. Несмотря на то что со времен изобретения полимерной глины прошло всего полвека, сегодня лепка из этого материала стала довольно популярным хобби, а для многих дизайнеров – профессиональным занятием. Преимущества использования пластики сложно переоценить. Использование ее в творческой работе школьников повысит их уровень творческого подхода, творческого мышления, чувства цвета. Процесс работы с пластикой намного чище нежели с пластилином, также благодаря широкому цветовому ряду, ученики могут воплощать свой творческий замысел наиболее полно. Изделия из полимерной глины могут храниться долгие годы и использоваться преподавателями в качестве наглядных пособий наиболее эффективно чем пластилиновые. Основываясь на данных преимуществах, мы рекомендуем полимерную глину для внедрения в творчество школьников.
По внешнему виду и на ощупь пластика напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Пластичность материалу обеспечивают пластификаторы, которые улетучиваются при нагревании материала до температуры 100-130°C (в домашних условиях изделия "выпекают" в духовке). В процессе температурной обработки в материале происходит необратимый процесс полимеризации с образованием поливинилхлорида. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами. Все полимерные глины содержат основу из ПВХ и один или несколько видов жидких пластификаторов. Пигменты могут быть добавлены к прозрачной основе, чтобы получить требуемый цвет, вместе с малыми количествами каолина, белого фарфора или других прозрачных компонентов там, где требуется прозрачность. Слюда может быть добавлена, чтобы создать перламутровый или металлический эффект. Техник работы с данным материалом довольно много в связи с его универсальностью: полимерная глина может принимать абсолютно любую форму, толщину и фактуру[2].
В процессе планирования уроков скульптуры нами было решено предварительно провести краткий устный опрос среди учеников с целью выявления уровня владения техникой лепки у учащихся.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
- Какие средства выразительности в скульптуре вы знаете?
- Какие разновидности скульптуры вы знаете?
- Знакомы ли вы с полимерной глиной?
- Какие материалы применяются в лепке из полимерной глины?
- Какие инструменты использует мастер в своей работе?
- Опишите основные этапы работы с пластичным материалом
- Знакомы ли вы с техниками работы с полимерной глиной, если да то с какими?
В опросе участвовали 11 учащихся 9б класса МБОУ ХТЛ г. Кирова.
В результате опроса было выявлено, что уровень теоритических и практических знаний в области скульптуры у большинства класса очень низок. Следовательно, перед нами встала задача освежить и дополнить знания ребят. Для знакомства учащихся с новым материалом нами была разработана мультимедийная презентация «Знакомство с полимерной глиной», включающая себя краткий исторический очерк появления полимерной глины, классификацию техник работы с ней а также необходимые мастеру инструменты. В выборе тематики практической работы мы остановились на создании декоративной бижутерии – сережек , декорированных растительным элементом – розой. В соответствии с ФГОС был разработан конспект урока на тему «Лепка растительного элемента из полимерной глины», целью которого мы обозначили изучение технологии изготовления и выполнения растительного элемента из полимерной глины.
№ |
Фото работы |
Краткая характеристика |
1 |
Природная форма цветка нарушена, но техника лепки лепестков достаточно высока для новичка. Роза тяжела относительно швензы. |
|
2 |
Правильное соотношение пропорций, форма бутона не нарушена. Неверно подобран цвет фурнитуры. |
|
3 |
Следует заметить интересную задумку автора работы(переход цвета от сердцевины к краям).Из-за нарушения формы бутона работа не смотрится цельно. |
|
4 |
Форма бутона не нарушена, лепестки розы тщательно проработаны. |
|
5 |
Яркая цветовая гамма. Не проработана сердцевина цветка, края лепестков сильно загнуты. |
|
6 |
|
Спорная цветовая гамма, однако такой контраст по-своему держит замысел автора. |
В результате анализа работ были выявлены следующие ошибки: отсутствие правильного представления формы создаваемого объекта, пропорционального соотношения фурнитуры и вылепленного элемента, примитивность цветовой гаммы. В связи с этим, рекомендуем применять широкий наглядный ряд изображаемых объектов, ограничение размеров и цветовой гаммы.