Создание иллюстрации это длительный и кропотливый процесс, требующий сочетание определенных умений и навыков. Вкратце иллюстрация представляет собой изобразительное истолкование литературного или научного произведения.[6] В отличие от многих видов художественной деятельности иллюстрация имеет достаточно разнообразное применение в различных сферах искусств. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступить в роли визуальной метафоры.[1]
Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться какой-то одной определенной техники — художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы и техники. [1]
Основными задачами по правильному созданию иллюстрации являются:
- пошаговое отображение при выполнении технической документации; [1]
- визуализация героев повествования; [1]
- демонстрация объектов, описываемых в художественном произведении; [1]
- передача эмоциональной атмосферы художественного произведения. [1]
Пошаговым отображением при выполнении технической документации является поэтапное ведение работы. Поэтапное ведение позволяет систематизировать и упрощать работу художника, выявлять недоработки во время и исправлять их, а так же помогает правильно распределять время над выполнением каждого этапа работы, установленного художником. Данная задача является обобщающей, объединяющей все основные задачи по созданию иллюстрации, так как должна выполняться на протяжении всей работы над изображением.
Следующая немало важная задача - это визуализация героев повествования. Она представляет собой обширную поэтапную разработку и проработку основных героев иллюстрации, предполагает создание художником основных образов изображения, поиск цветового решения. Эта задача задает и определяет основной мотив будущего рисунка.
Демонстрацией объектов, описываемых художником в произведении можно назвать разработку окружения, проработку деталей планов, создание изображения среды. Эта задача отвечает не только за целостность вида будущей иллюстрации, но и за передачу определенной тематики в поддержку образов главных героев работы.
Последняя из основных задач иллюстрации - это передача эмоциональной атмосферы. Данная задача отвечает за создание определенного настроения в рисунке, за эмоции персонажей и видение художником изображаемой ситуации.
Для того чтобы художник мог выполнить все представленные выше задачи ему необходимо не только знать как применять различные техники выполнения рисунка и их комбинировать, но и быть осведомленным в терминологии, связанной с областью его работы. Для выполнения иллюстрации художник должен знать основные понятия, такие как композиция, план, персонаж (герой), образ.
Понятие композиция, как раз отвечает за первую основную задачу иллюстрации. Данное понятие используется на самых первых этапах разработки изображения, также и на протяжении всего процесса ведения работы. Оно является важнейшим организующим компонентом художественной формы, подразумевает собой цельность и единство в рисунке, соподчиняет элементы изображения друг другу и основному замыслу.[2] Под понятием “план” подразумевается умение художника видеть изображение в объеме, различать и определять расположение фигур и объектов по планам, выделять главное и второстепенное. Одно из основных понятий, которое художник должен обязательно знать при выполнении иллюстрации – это понятие “персонаж”. Этот вид художественного образа чаще всего в изображении передает движение, настроение, эмоции, действия.[4] Персонажи иллюстраций являются главными действующими деталями, намеченной художником композиции.[3] Не менее важным и самым сложным понятием является – “образ”. У каждого человека есть представление об окружающем мире, основанное на его собственном восприятии. Именно понятие образа предполагает раскрытие художником собственного виденья, преобразование действительного и очевидного в нечто своеобразное. Сложность данного понятия заключается не в его понимании, а в применении знаний о нем на практике
При разработке какой-либо иллюстрации художнику обязательно стоит следовать поставленным ему задачам и учитывать свои познания в теории. При отсутствии у художника, представлений и знаний о каком-либо из вышеуказанных компонентов, создаваемое изображение может потерять свою смысловую целостность.
Для того чтобы выполнить заданные установки и не потерять основной замысел иллюстрации, художник должен использовать не только умения и навыки, приобретенные им в последствии обучения, но и уметь применять своё собственное видение – художественное образное мышление.
Художественно-образное мышление в строгом смысле этого термина начинается с оперирования художественными образами. [7] Художественный образ в свою очередь является формой истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.[8] Это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.[8] Если говорить о прогрессе художественно-образного мышления, то он связан с постепенным усложнением художественных образов, отображаемых в сознании личности художника: от простых к более содержательным, от фрагментарных: к более масштабным, от единичных к объединенным, интегрирующим.[7] Рассматривая применение данного мышления в области иллюстрации, можно с уверенностью сказать, что образное виденье это неотъемлемая часть данного изобразительного творчества.
Одной из самых главных деталей иллюстрации, на основе которой можно выявить применение художественно-образного мышления – это главный герой или же персонаж, намеченного художником рисунка.
Разработка образа героя иллюстрации, то есть поиск визуального своеобразного виденья персонажей – один из самых наиважнейших и обширных этапов создания иллюстрации. Сложность этого этапа заключается в умении художником анализировать предоставленную ему информацию об изображаемом им герое. Необходимо учитывать личные качества персонажа, его характер, привычки. Также не стоит забывать о гармоничном сочетании изображаемого героя с окружающим миром, он должен находиться в соответствующей ему среде. Не стоит забывать о выразительности и своеобразности персонажа, он должен быть “не избитым” и нести в своем образе определенную долю новизны.
На начальной стадии работы над образом персонажа, следует изучить весь теоретический и визуальный материал, связанный с ним. Для начала необходимо исследовать вводные материалы - сценарий, литературное и режиссерское описание о персонаже. По возможности постараться найти теоретические материалы, связанные с виденьем авторов литературных и режиссерских произведений, в которых представлен данный персонаж. Ознакомиться с особенностями стиля авторского проекта, про который по возможности расскажет сам автор произведения, художник-постановщик, либо режиссер, если на этапе создания персонажей художника-постановщика еще нет.[5] По результатам проведенных поисков материала художнику следует сделать ряд зарисовок общего характера, отметив для себя некоторые наиболее важные моменты. Данные зарисовки можно считать идейным “каркасом” для основной задумки, они помогут в дальнейшей работе с персонажем.
Для того чтобы выполнить зарисовки подобного характера художнику в первую очередь необходимо представить самые яркие эпизоды из прочитанного сценария, литературного произведения и попытаться накидать простые, карандашные эскизы наиболее впечатливших сцен с участием выбранного персонажа. Это делается для того, чтобы художник смог прочувствовать образ будущего персонажа и прочувствовать атмосферу происходящего изображаемого авторами произведений момента, смог понять его основные признаки, движения, массу, осанку, телосложение, манеру.[5] При выполнении эскизов подобного рода, художник может не соблюдать стандартные пропорции построения фигуры, так как иллюстративное творчество неограниченно правилами построения академического рисунка.
После достаточно объемной работы над поисками образа персонажа, художник должен определиться с наиболее удачными идеями и приступить к их проработке. На данной фазе разработки образа художнику следует приступить к уточнению стиля героя, поиск формы деталей – форма прически, стиль одежды, персональные предметы.[5] В процессе разработки деталей следует не только показать их форму, расположение, указать дополнительные элементы, но и постараться образностью передать их функциональность. Художник должен понимать предназначение, придуманных им деталей, как они должны взаимодействовать с персонажем, как передать за счет них определенное движение. При выполнении более тщательно продуманных эскизов художнику не следует останавливаться лишь на одном варианте получившегося в задумке образа. Задачей художника на данной эскизной стадии является наработка множества вариантов, различных между собой. Затем по завершении всех вариантов эскизов художником будет отобран наиболее удачный и завершенный.
После того как работа над образом персонажа будет закончена, следует проверить “читабельность”, созданного героя.[5] Для того чтобы проверить узнаваемость персонажа, художнику следует продемонстрировать свой конечный вариант героя, незаинтересованным в его проекте людям. С помощью оценки со стороны можно будет выяснить, насколько герой узнаваем. Если персонаж достаточно понятен, эффектен и различим, то значит, художник справился со своей основной задачей. [5]
Далее следует "обкатка" персонажа. Отобранный, но пока незавершенный вариант обыгрывается в действии.[5] Для этого художнику нужно будет нарисовать персонажа в соответствующих ему позах, положениях. По ходу работы лишние детали исключаются, преобразовываются или заменяются на новые, более подходящие для героя, наиболее конкретные и удобные в работе. Так же возможно по ходу работы художником могут быть заимствованы детали из первоначальных эскизов. По завершении работы над уточнением и корректировкой деталей изображение героя следует утвердить, как окончательный вариант.
Затем художник может переходить к самому объёмному и заключительному моменту в создании образа персонажа - это работа с деталями, доведение образа до завершения, поиск цветового решения. На этом этапе героя вводят в среду, выбирают цветовую гамму и дополняют недостающие детали. При подборе окружающей героя среды, следует учесть все характеристики персонажа, его образ, детали, композиционное расположение. В выборе цветового решения помогут начальные эскизные наработки, связанные с впечатлениями художника. А также просмотренный теоретический материал.
На основе анализа, этапа разработки образа персонажа иллюстрации, следует сделать вывод о том, что на каждой его стадии ведения работы художником должно использоваться художественно-образное мышление. Умение художником правильно оперировать образами позволяет с легкостью выполнять, поставленные авторами литературных и визуальных произведений задачи, сопутствует творческому развитию, позволяет анализировать собственные наработки и преобразовывать их до нужного результата. Художественно-образное мышление позволяет художнику самостоятельно анализировать свою работу и определяет стадию ее завершенности.
Исходя из всего указанного выше, можно сказать, что без знаний о поэтапном ведении работы, умения применять художественные навыки, обычному не рисующему человеку с задачами, которые ставит данная область искусств, не справиться. Для создания иллюстрации от художника требуется немало знаний в данной области. Знание теории и практики, использование технических приемов, умение их сочетать, а так же художественно-образное мышление необходимы для выполнения поставленных иллюстративной деятельностью задач.