Когда мы слышим слово «графика» в сознании часто возникает устоявшийся образ черно-белого изображения. Бытует мнение, что графика имеет лишь второстепенное значение, что этот вид искусства всего лишь подготовительный этап перед живописью, архитектурой, скульптурой. Но в действительности графика, как вид искусства, достаточно самостоятельна и, более того, в других видах искусства она является не вспомогательным средством, а их основой. Нельзя отрицать, что невозможно создать прекрасную живопись, композицию или скульптуру не зная основных законов и принципов рисунка, которые и являются правилами графики. Еще великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».
Рисунок является основным видом детского творчества. Он так же имеет большое значение в практической деятельности ученика школы, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства Егоров Ф. И.
В наше время существует множество техник и графических приемов, но правильное применение их на практике невозможно без знания теоретических основ.
И так, что же такое «графика» и какова ее история? Графика в переводе с греческого буквально означает «пишу». Безусловно, графика - вид изобразительного искусства, который включает в себя и рисунок и печатные изображения художественного плана, основанные на искусстве рисунка, но имеющие собственные изобразительные средства и выразительные возможности. На границе живописи и графики можно поставить акварель, гуашь, пастель.
Можно с уверенностью сказать, что графика - это самый древний вид изобразительно искусства. Первые графические произведения появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху палеолита, но существуют и по сей день. Древний человек процарапывал изображения на камнях, стенах пещер и костяных пластинах и тем самым положил начало искусству графики, которое в последующем еще более обширно развивалось. Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну. Но начало теории правил рисования принадлежит древним египтянам.
От искусства Древнего Востока, Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до нашего времени обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения основ рисунка. Долгое время рисунок был лишь вспомогательным средством для художника. Но только в эпоху Ренесанса искусство рисунка приобрело свою самостоятельную значимость. Основные правила построения изображения на плоскости были центром внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Вначале для рисунка использовали сангину, уголь и серебряный карандаш. Позже появляется всем известный графитовый карандаш и резиновый ластик. В XIX веке графика, как вид изобразительного искусства, становится совершенно независимой от живописи. Появляются краски на водной основе, такие как акварель и гуашь. В XX веке начинают производить цветную тушь.
Русская школа XIIX-XIX веков также внесла нововведения в технику рисунка. Виртуозно владели техникой рисунка О. Кипренский, К. Брюллов и др. Рисунки А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других русских мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов.
Путь развития графического искусства был трудным, но при этом можно с уверенностью сказать, что рисунок, как вид графика, всегда был не просто видом искусства, а его основой.
Стилистические средства графики весьма разнообразны: от беглых и быстро выполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно и детально разработанных композиций.
К выразительным средствам графики относятся:
-контурная линия,
-штрих,
-пятно,
-фон листа.
Изучая различные виды графики, можно заметить, что существует несколько их классификаций, которые представлены в таблицах ниже.
Таблица 1
Виды графики
Вид графики |
Описание |
Станковая графика |
-Станковый рисунок -Эстамп |
Книжная графика
|
-Иллюстрации -Виньетки -Заставки -Буквицы -Обложка |
Журнальная и газетная графика |
Подвид книжной графики. |
Прикладная графика |
Произведения, рассчитанные на практическое применение к быту. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения многочисленны. |
Компьютерная графика |
Область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. |
Промышленная графика |
-Товарные ярлыки -Фирменные знаки -Этикетки -Упаковка -Рекламные изделия Непосредственно связана с искусством прикладной графики, использует её приёмы и выразит. средства, однако отличается от неё повышенным уровнем требований функционального и эргономичного характера. |
Таблица 2
Виды графики, как изобразительного искусства
Вид графики |
Описание |
Монументальная |
Тесно связана с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны. |
Станковая |
Выполняют «на станке», не имеет связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием.
|
Декоративная |
Книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. |
Таблица 3
Виды графики в зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования
Вид графики |
Описание |
Уникальная |
Создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.) |
Печатная |
Создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков. |
Важнейшей областью графического искусства является книжная графика. Естественно, что книга своими размерами, устройством и структурой не может не влиять на особенности иллюстрации.
Размеры страницы вносят свои ограничения на размеры иллюстраций, а их тесное соседство со шрифтом обязывает художника-иллюстратора найти гармоническое композиционное решение книжного разворота. Техника печати влияет на работу художника, заставляя согласовать средства изображения со способом печати, который используется в данном издании.
По целям, преследуемыми изображением, иллюстрации подразделяют на:
- нанаучно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.)
- художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
Так же отметим, что иллюстрация может быть как пояснительным изображением к тексту, дополняющим и раскрывающим его, так и изображением практически полностью самостоятельным, а иногда даже подчинять себе текст.
Каждый вид иллюстрации, в зависимости от размера и его расположения в книге имеет свое название и назначение. Виды этих иллюстраций представлены в таблице 3.
Таблица 3
Виды иллюстраций
Вид иллюстрации |
Описание |
Фронтиспис |
Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом |
Заставка |
- Помещается в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. - Помогает читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. - Может изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. - Может быть также предметно-декоративной или символической. |
-Полосная (во всю страницу)
- Полуполосная (на половине страницы)
-Разворотная (на двух страницах) |
Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста. |
Оборонная |
- небольшой рисунок, окруженный текстом - рисунки на полях - менее значимых событий |
Концовки |
-помещают в конце частей, глав или всей книги. - Могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. |
Отметим, что иллюстрации - заставки и иллюстрации - концовки должны быть выполнены в едином стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Изобразительный язык иллюстрации напрямую зависит от времени когда она создавалась, и от тех обстоятельств, при которых выпускается книга. Рукописные и малотиражные издания украшались и иллюстрировались лучшими мастерами. Но становясь ходовым товаром, книга в конце XIX века зачастую оказывалась в руках иллюстраторов-ремесленников.
История этих картинок-иллюстраций, как и история графики, уходит далеко в глубь веков. Еще в Древнем Египте иллюстрации сопровождали тексты написанные на папирусах. Так же сохранились и античные образцы первых веков нашей эры, встречающиеся в рукописях «Илиады», «Энеиды», иллюстрации в византийских и средневековых рукописях.
Что касается Древней Руси, то уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам, таким как «Остромирово евангелие» и «Изборник Святослава». Изображения того времени были цветными, украшанными золотом, а их исполнение было тонко. Такие книги создавались в единственном экземпляре и как следствие высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны простым людям, имевшим ограниченные средства, но потребность в книге становилась все более и более высокой. Тогда и возникла мысль о печатной книге.
К концу XIV- началу XV века было изобретено книгопечатанье в Европе. Печать того времени производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой был выгравирован текст и иллюстрации. Доски смазывались только черной краской, поэтому иллюстрации и текст были одного цвета.
К середине XV века в Германии И. Гутенберг разработал новый способ печатания. Он создал наборные литеры (буквы) из металла, на основе которых набирались слова, строки.
В России первую книгу «Апостол» в 1564 году напечатал Иван Федоров, при этом самостоятельно разработав процесс книгопечатания.
До конца XVIII века в процесс книгопечатания не вносилось существенных изменений, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Изображения стали печатать с металлической доски с гравировкой: штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В эти углубления затиралась краска, которая при печати переносилась на лист бумаги. Кроме такого способа, также был открыт способ получения углубленных штрихов в металлической доске при помощи травления кислотой (офорт). Резцовая гравюра и офорт смогли позволить сделать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем при печати с использованием деревянной основы.
В 1798 году была изобретена печать с литографского камня, что не только стоимость печати книг, но и дало возможность передать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, которая применялась в печати до начала XX века.
С изобретением фотографии в 1837 году начинается воспроизведение иллюстраций при помощи фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография -получение на цинковой доске штрихового рисунка, автотипия - воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать -воспроизведение цветных иллюстраций. Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение, включающее в себя от одной до девяти красок.
Развитие и совершенствование способов печати, однако, не всегда совпадают с ростом качества самих иллюстраций, если их рассматривать как произведения искусства. Ведь и в очень далекие времена создавались прекраснейшие иллюстрации, а сейчас, при современных способах воспроизведения, которые можно назвать совершенными, нередко встречаются посредственные, а иногда совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству.
И в заключении хочется отметить, что изучение теории графического искусства необходимо для более глубокого понимания организации работы на занятиях художественного цикла. Графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.