Подготовка учителя технологии в настоящее время требует коренного изменения системы, поскольку примерная образовательная программа основного общего образования в последней версии от 2015 года [1] ориентирует на освоение школьниками перспективных технологий в рамках соответствующей предметной области. Кроме того сейчас активно формируется информационная образовательная среда за счет использования новых технических средств коммуникаций и инновационных педагогических технологий на основе ИКТ.
В Вятском государственном университете с 2016 года начата подготовка учителей технологии по направлению 44.03.05.65 Педагогическое образование, направленность – технология и дополнительное образование. Концепция коренным образом отличается от предыдущего этапа подготовки учителей технологии в вузе (в 2005 году в вузе был прекращен набор на это направление).
Современная модель подготовки учителя технологии основывается на следующих концептуальных положениях.
1. Необходима корректировка методики обучения предмету «технология» в школах с целью определения его роли как комплексного и интегративного. В содержательном плане он должен иметь реальные взаимосвязи со всеми предметами начальной и основной школы для практического применения знаний в процессе проектирования и моделирования материальных и информационных учебных объектов. Математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии; окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как источника инженерно-художественных идей; родной язык – развитие устной речи, формирование soft-skills в ходе представления учебных проектов; изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна и т.д. Для решения инфраструктурных проблем, которые сейчас существуют в школах, для реализации новой концепции технологического образования, предлагается использовать мощности вуза, информационной системы университета для использования программного обеспечения, необходимого в техническом творчестве (средства визуализации, моделирования, проектирования). Для учеников старших классов необходимо обеспечить доступ к 3D принтерам и другому современному оборудованию университета. Школьники получат возможность проведения учебных занятий (в т.ч. образовательные экскурсии и экспедиции), выполнения прикладных проектов [2]. Таким образом, разработка учебного плана подготовки учителя технологии должна быть ориентирована на обновленные подходы предметной области технология.
2. В модели подготовки учителя технологии предполагается формирование следующих необходимых компетенций, которые сформулированы нами в соответствии с федеральным стандартом высшего образования и перспективного развития школьного технологического образования. Готовность к организационно-экономической и производственной деятельности в условиях малого бизнеса и промышленных предприятий; готовность к творческо-конструкторской деятельности в области промышленного дизайна и компьютерной графики; способность создавать инновационную информационно-технологическую среду и организовать эффективное взаимодействие с использованием сетевых электронных образовательных ресурсов; способность проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, траектории своего профессионального роста и личностного развития; способность проектировать инновационные художественные и технологические объекты, в т. ч. с использованием САПР; готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования, руководить учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся. Об этой концепции мы писали ранее [2].
Разработка модели подготовки учителя технологии ведется на основе анализа нормативных документов и обозначенных выше концептуальных основ. Анализ школьного стандарта [3] и примерной образовательной программы [1] позволил определить три основных блока, которые отражают содержание учебного предмета «Технология» и определяют результаты обучения школьников. Первый блок «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии» включает знакомство с актуальными, перспективными технологиями и технологиями будущего, позволяет получить первоначальные навыки работы с материальными, информационными и гуманитарными технологиями. Второй блок «Технологическая культура и проектно-технологическое мышление» ориентирован на получение практических умений рационального производства и эффективного продвижения продукта. Третий блок «Профессиональное самоопределение» призван помочь школьнику на базе полученного опыта сделать правильный профессиональный выбор с учетом потребности региона.
Оценка содержания выше указанных блоков позволила выстроить учебный план будущих учителей технологи на основе общепрофессиональной подготовки (общие дисциплины и профессиональный модуль педагогика) и технологической подготовки, раскрывающей школьные образовательные блоки (рисунок 1).
Реализация предложенного учебного плана требует детальной подготовки материальной базы, методического сопровождения и интеграции усилий коллектива. Вопрос «О подготовке педагогических кадров (учителей технологии) в рамках реализации государственных программ «Развитие образования на 2013-2020 гг. «Развитие науки и технологий» и концепции технологического образования школьников» неоднократно ставился на ученом совете факультета технологий, инжиниринга, дизайна и заседаниях кафедры технологии и методики преподавания технологии, курирующей подготовку будущих учителей технологии. На заседаниях обсуждались вопросы: Каково состояние готовности факультета к подготовке учителей технологии? Какие существуют проблемы? Какие задачи предстоит решить?
Рисунок 1 – Модель учебного плана по подготовке учителей технологии
Факультет в таком формате (после реорганизации двух вузов ВятГГУ и ВятГУ) впервые готовит учителей технологии. Опыт подготовки учителей данного профиля утрачен, поскольку в течение 10 последних лет не реализовывалось это направление, а до этого 50 лет готовили учителей труда и технологии. Материальная база, на основе которой ранее велась подготовка, утрачена, да и сейчас она морально устарела. Только швейная мастерская отвечает современным требованиям. Кроме того, кадровый состав изменился, только трое работающих сейчас преподавателей ранее участвовали в подготовке учителей технологии. Утрачены связи со школами, где были базы для педагогической практики и выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
Сегодня необходимо заново строить образовательную систему, поскольку в вуз поступил заказ на подготовку учителей технологии для региона от министерства образования Кировской области. Кроме того, в рамках реализации государственных программ изменилось понимание, какие учителя технологии нужны для школы, чтобы готовить школьников для жизни в новом постиндустриальном обществе.
Каково состояние готовности факультета к обучению студентов по направлению «Педагогическое образование»? Сегодня разработан учебный план и все рабочие программы дисциплин. В технологической подготовке участвуют четыре кафедры факультета. Это кафедра технологии и методики преподавания технологии, кафедра информационных технологий в машиностроении, кафедра материаловедения и основ конструирования, кафедра дизайна и ИЗО. Разработанные программы дисциплин пока не имеют профессиональной направленности, и сейчас встает вопрос о содержательном наполнении учебных дисциплин в соответствии с концепцией технологического образования, новым ФГОС школы и концепцией дополнительного образования детей. Предстоит на основе анализа примерной образовательной программы и Концепции дополнительного образования детей выделить тенденции в технологическом образовании, которые станут когнитивной основой для проектирования заданий:
- Современные технологии (нано-био-медицинские технологии)
- Проектирование материальных и информационных продуктов
- Моделирование в САПР, анализ и модернизация моделей
- Проектирование и Управление технологическими системами и др.
Для педагогического взаимодействия кафедрами факультета организованы три региональные инновационные площадки по реализации инновационных программ подготовки педагогических кадров (учителя технологии и изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования). Три профильные инновационные региональные площадки оформлены и утверждены министерством образования Кировской области. Этот дает возможность для организации исследований аспирантов, организации педагогической практики студентов. Участие кафедр ФТИД в модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей путем создания на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети "ресурсных центров" необходимо для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества, профессионального самоопределения школьников. "Ресурсные центры" позволяют кафедрам ФТИД организовать разноплановые профессиональные пробы в рамках дополнительного технологического образования школьников, знакомя с современным техническим миром и миром творческих профессий. В данном направлении разработан и представлен на конкурс программ по дополнительному образованию детей проект в АСИ "Выбираю профессию - мои профессиональные пробы в вузе" [4]. Создается профессиональное педагогическое сетевое сообщество учителей технологии, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования. Проведение анкетирования учителей и педагогов Кировской области. позволило создать базу учителей, восстановить некоторые прежние связи со школами (из 28 учреждений Кировской области).
Таким образом,для развития образовательной системы по подготовке педагогических кадров (учителей технологии) в ВятГУ коллективу факультета технологий, инжиниринга, дизайна предстоит следующее:
‑ деканату скоординировать работу кафедр, участвующих в подготовке учителей технологии, по корректировке содержания и учебных заданий по дисциплинам в соответствии с концепцией технологического образования, новым ФГОС школы и концепцией дополнительного образования детей;
‑ деканату и кафедрам, участвующим в подготовке учителей технологии, сделать анализ готовности материальной базы лабораторий и мастерских факультета для реализации учебного плана «Педагогическое образование. Профиль «Технология. Дополнительное образование»;
‑ педагогическому коллективу факультета наполнить систему подготовки будущих учителей технологии проектными и комплексными заданиями, ориентированными на изучение современных материальных и информационных технологий;
‑ кафедре технологии и МПТ продолжить работу по созданию профессионального сетевого сообщества учителей технологии и педагогов дополнительного образования с целью установления методического взаимодействия с образовательными учреждениями.