Полный текст статьи
Печать

Тема одаренных и талантливых детей – одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь и развивать ростки необычных способностей детей. Ученики, проявляющие особые успехи, в соответствующих условиях могут получить более углубленное образование и раньше включиться во взрослую активную творческую жизнь.

Слово одаренность происходит от слова дар. Чаще всего одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст– период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими, а иногда даже и скрывать от взрослых свои увлечения.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Рассмотрим виды одаренности.

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается  в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в одной дисциплине и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность. Следует отметить, что споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности продолжаются. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности [2, с. 31]. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания  условностям  и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми [3, с. 12]. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. В этой связи одной из задач школьного учителя становится создание условий для раскрытия любого вида одаренности ребенка, без подавления его творческой инициативы и поощрении попыток проявления лучших качеств.

Технология в школе– особенный предмет, в рамках изучения которого у учащегося есть возможность проявить и раскрыть различные способности, так как уроки обычно проходят  в атмосфере свободного общения.Действительно, например, при создании эскиза будущего изделия раскрываются изобразительные способности ребенка, при создании чертежа – проявляется одаренность математическая и активизируется пространственное мышление, в ходе непосредственно изготовления изделия – одаренность в ремеслах, а в ходе представления результатов труда, презентации проектной работы проявляются коммуникативные способности. И конечно, для получения конечного качественного результата необходимы мотивационно-волевые качества, которые характеризуют социальную одаренность школьника.

Для работы с одаренными детьми учителю технологии необходимо определить соответствующие формы и методы. Это могут быть проектные и исследовательские методы обучения, технологи развивающего обучения, игровые технологии, теория решения изобретательских задач; личностно-ориентированное обучение, кооперативное обучение и др.

При работе с одаренными детьми особое значение имеет также включение в программу таких тем, изучение которых позволяет им активно проявлять и развивать художественные способности: «Интерьер помещения», «Художественная роспись по ткани», «Художественная роспись стекла» и т.п.

Развитие одаренности может происходить и в ходе внеучебных занятий (кружки, элективные курсы, индивидуальные занятия, факультативы и т.п.). Кроме того, большую помощь в поддержке и развитии творческой одаренности оказывают различные конкурсы и олимпиады по технологии, проводимые для школьников.

Например, на базе инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета ежегодно проводятся следующие республиканские и межрегиональные конкурсы и олимпиады: «Созидательный труд школьников» (среди учащихся 6-9 классов), «Юная мастерица» (среди учащихся 5-8 классов), «Конкурс проектов по техническому труду» (среди учащихся 5-11 классов).

Основными задачами данных конкурсов являются:

-          выявление и поощрение одаренных обучающихся;

-          поддержка обучающейся молодежи в профессиональном самоопределении;

-          популяризация технологического образования среди обучающихся;

-          исследование интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в образовательной области «Технология».

В этих мероприятиях ежегодно участвует около 500 школьников не только из Республики Татарстан, но и соседних регионов. Учащиеся демонстрируют свои успехи в овладении различных материальных, социальных и информационных технологий, перенимают опыт своих сверстников, заряжаются новыми идеями, получают возможность и дальше развивать свои творческие способности.

Имеющийся в вузе опыт в организации и проведении конкурсов по технологии позволяет утверждать, что участие школьников в подобных мероприятиях способствует не только развитию их одаренности, но и формирует их устойчивый интерес к инженерно-техническим и дизайнерским видам профессиональной деятельности, что в свою очередь помогает им получить востребованную на современном рынке труда профессию.