В современном искусстве скульптура стала цветной и многоликой. Через художественные скульптурные формы передаются эстетические, художественные традиционные ценности. В данном случае через создание скульптурного образа по мотивам сказов П.П. Бажова, являющихся культурным наследием русского этноса, воспитывающих этические и морально-нравственные нормы.
Интерес к сказочной теме был всегда актуален, как форма художественного воплощения фантазий, как ребенка, так и взрослого человека. Общество всегда стремилось воплотить мечты и объяснить проявления непонятных событий и фактов в процессе жизнедеятельности. Поэтому темы сказок притягательны и создают пространство для любых фантазий художника, создают условия воплощения художественного образа в индивидуальной характеристике героев сказок.
Скульптура в трехмерном пространстве имеет объемно-пространственную форму и создает иллюзию осязаемости и реальности сказочных героев, выполненных в разных материалах. В скульптуре используются такие материалы как – камень, бронза, мрамор, дерево. [4]. В последние годы используются новые материалы, созданные на основе высоких технологий: сталь, пластик и другие [1].
В искусстве создания скульптурной композиции замысел и идея играют огромную роль в ее выразительности. Скульптор изначально продумывает, каким будет его произведение, рельефным, объемным, из какого материала выполнен. Потому что в зависимости от выбранного материала будет усилена выразительность скульптурного образа.
Хотелось бы в качестве примера привести тему композиции по сказам П.П. Бажова «Данила - мастер». Выбрав образ вполне реального уральского мастера, работавшего в резьбе по камню и мечтающего создать из малахита сказочный цветок.
И на первом этапе работы над скульптурной композицией нужно было определиться с основной позой сидящего, замкнутая композиция или своим пластическим движением, как бы открыта к людям.
Затем следующим этапом была работа с аналогами. Рассмотрены работы известных мастеров, проанализированы примеры скульптур по русским сказкам, представленным в современной городской культуре и искусстве, в современном видении художественных образов, воплощенных в дереве.
Третьим этапом – работа велась над эскизами, рассматривались наиболее выразительные позы, общее пластическое движение и целостность всего произведения.
Выбор был остановлен на эскизе, который создает скульптурный образ Данилы-мастера в минуты перерыва в работе над Каменным цветком. В эскизе создан образ человека, сидящего на скамье, опирающегося на колени руки мастера, демонстрируют его принадлежность к профессии камнереза. Поза показывает усталость и вместе с этим устойчивость и уверенность в достижении поставленной задачи.
В данном эскизе проработаны детали скульптурного образа:
- Одежда мастера идентифицирует принадлежность Данилы к рабочему классу. Рубаха, штаны, лапти, фартук. Он одет в простую одежду, так как камень при работе создает много пыли, фартук обязателен;
- Скамья, на которой сидит мастер, представляет собой именно такой предмет, какой использовался по историческим данным в русской культуре. Круглые неотесанные чурки как опора для устойчивости скамьи. Полукруглые доски для сидения, также не обработанные в чистовом варианте;
- Поза сидящего человека. В эскизе необходимо было показать задумчивость и вместе с тем уверенность, достоинство уральского рабочего, достигнувшего вершин мастерства открытого миру. Важное значение, придавалось расположению ног и рук мастера, так как в психологии открытость заключается в том, в какой динамике располагаются ноги и руки. Преднамеренно были изображены большие руки и ноги;
- Основную задачу в эскизной работе выполнял поиск движения головы и направление взгляда мастера. Необходимо было найти ракурс головы, немаловажная роль отводилась прическе и повязке на голове, что тоже подчеркивало принадлежность мастера к рабочим. Выражение простодушного лица и глаз, передающие сосредоточенность и упорство в эскизе достаточно сложно передать в скульптурной композиции. Тем не менее, мы стремились к реалистичной передачи скульптурного образа Данилы-мастера. Волосы по историческим данным того времени были стрижены «под горшок», поэтому у Данилы подобная прическа;
- Для создания сказочности скульптурной композиции мы выбрали образ ящерицы, символизирующей присутствие Хозяйки медной горы. Ящерица изображены в реалистической манере, так чтобы не создавать просто сказочную атмосферу, так как главной целью было изобразить Данилу-мастера, его эмоционально-чувственное состояние души в минуты отдыха в перерыве работы над скульптурой Каменного цветка;
После работы над эскизом в карандаше мы перешли к четвертому этапу – создание скульптурных эскизов в мягком пластилине:
- Работа над скульптурным эскизом начиналась с изготовления каркаса. На деревянной подставке из проволоки была сделана каркас как основа для лепки фигуры и скамьи;
- Затем на каркасной конструкции был вылеплены силуэты скульптурной композиции, фигуры Данилы и скамьи;
- На следующих этапах шел процесс проработки деталей композиции. В первую очередь детализация касалась головы мастера, лепка выражения лица, выразительность глаз, прическа под горшок, повязка. Большое значение имело соотношение пропорций лиц для гармоничного восприятия головы;
- После проработки головы мы приступили к проработке фигуры мастера. Чтобы показать руки рабочего, устойчивость позы и уверенность в себе необходимо было продумать мельчайшие детали одежды, положение рук и ног;
- Дальше последовал этап доработки скамьи.
Очень важно для художника определить композиционное соотношение объектов и предметов, показать эмоционально-чувственное восприятие и отражение в материале, что очень сложно и в конечном итоге может не достичь ожидаемого результата. Как писал С.Т. Коненков в скульптуре «самое главное – обобщение» [3, с. 333], и воплощая идею в скульптурной композиции необходима создать целостность образа «в скульптуре краткость – это наибольшая выразительность» [3, с. 236].
Результатом является скульптурная композиция «Данила - мастер» по мотивам сказов П.П. Бажова. Скульптурное произведение, выполненное в дереве, актуально еще и тем, что органично вписывается в ландшафтную парковую среду. Поза Данилы – мастера, сидящего на лавке, располагает зрителя к восприятию сказочного образа.
Работа над композицией «Данила - мастер» способствует освоению профессиональных навыков в работе со скульптурой, что дает возможность применения в дальнейшей работе по выполнению заказов, работе с учащимися, воплощению художественных замыслов и идей в скульптурных композициях.