Формирование и повышение мотивации учебной деятельности является главным условием подготовки будущих дизайнеров. Важными составляющими в процессе подготовки студентов-дизайнеров будут являться методы трехмерного моделирования, которые могут активизировать мотивированную деятельность. Владение методами трехмерного моделирования становится, на сегодняшний день, необходимым компонентом в квалификации дизайнера, так как без знаний методов трехмерного моделирования не обходится ни один вопрос, связанный с проектированием объектов дизайна.
Трехмерное моделирование является одной из наиболее важных областей человеческой деятельности, поскольку оно часто используется при проектировании. Например, при проектировании нового дизайна изделий бытового назначения, а также в проектировании малых архитектурных форм и других предметов. Без использования методов трехмерного моделирования практически не обходится решение ни одного конструктивного вопроса, связанного с проектированием, доработкой или модернизацией технологического объекта.
В дальнейшей деятельности будущего дизайнера, методы трехмерного моделирования могут использоваться: в основных принципах стиле- и формообразования изделий интерьера, мебели и предметах декора; в архитектурных элементах и строительных конструкциях; в предметах мелкой пластики; в построении орнаментальных композиций; в декоративно-прикладном искусстве при выполнении визуализации резьбы, росписи, инкрустации, мозаики, ковки и т.д.
Целью обучения трехмерному моделированию является изучение трехмерных объектов, что позволит развивать пространственное и абстрактное мышление. Изучение способов и методов отображения этих моделей будет способствовать развитию конструкторских навыков и графической культуры изображения. Задачи на построения моделей будут влиять на проявление инициативы и изобретательности. Задания на изображения оригинального объекта будут сказывать положительное влияние на формирование творческих способностей.
При этом профессиональная среда дизайнера предъявляет к его деятельности новые требования, а государство определяет образ выпускника, формулируя свои заявки к его образованию в виде компетенций. Такая динамика заставляет искать новые образовательные ресурсы с опорой на компьютерные технологии [2].
Практика компьютеризации процесса обучения наглядно показала, что с помощью компьютерных технологий можно значительно повысить эффективность обучения всем дисциплинам, которые предусмотрены учебным планом направления подготовки «Дизайн». Использование компьютера позволяет получить компактность любой художественно-графической информации, в наглядной и легко воспринимаемой форме, осуществлять оценку различных сторон отображаемых объектов, явлений, в том числе, проводить их детальный и качественный анализ.
Внедрение компьютерных технологий позволит совершенствовать процесс обучения трехмерному моделированию. От того, насколько вдумчиво и грамотно, с педагогической точки зрения, будет организовано это обучение, зависит эффективность профессиональной подготовки обучающихся. Применение компьютерных технологий в обучении трехмерному моделированию позволяет рассматривать компьютер как средство обучения.
Компьютерное трехмерное моделирование это, прежде всего, визуализация проектов. Это работа с материалами, съёмочными камерами и освещением, необходимая для получения реалистичного трехмерного проекта. Изучая компьютерное трехмерное моделирование, студенты-дизайнеры получают как общеобразовательные знания, умения и навыки, так и прикладные, а именно, умения использовать трехмерное моделирование для передачи проектных идей.
В трехмерном моделировании, компьютерные технологии удобно применять для демонстрации различных построений и операций моделирования в пространстве. В этом случае, преподаватель будет иметь возможность на экране дисплея изображать те модели, объекты и графические образы, которые ему необходимы для проведения занятий.
Практическое использование в образовательном процессе дизайнеров компьютерного 3D моделирования диктует необходимость создания обновленной модели образовательной среды, положительно влияющей на развитие их художественно-творческой активности, выступающей основным компонентом профессиональных компетенций будущего дизайнера.
Весь иллюстративный материал курса трехмерного моделирования можно представить, в процессе обучения, на экране дисплея. Причем, эту иллюстрацию необходимо создавать динамичной, используя все визуальные возможности компьютера. В отличие от других традиционных технических средств, компьютерные технологии позволят преподавателю управлять демонстрационным процессом. Например, при построении трехмерного объекта, все действия будут последовательно описываться на экране компьютера и такая «живая картинка» будет выгодно отличаться от неподвижной иллюстрации, поскольку преподаватель сможет управлять этим демонстрационным процессом. Так, имеется возможность показать, что подобный процесс последовательных построений можно провести для любого объекта, сопровождая весь учебный материал наглядными практическими примерами.
Трехмерное компьютерное моделирование является на сегодняшний день одним из самых сложных направлений в компьютерных технологиях и может широко применяться в процессе разработки дизайн-проектов. Она требует особого уровня развития художественно-творческой активности и пространственного мышления, поскольку все объекты и персонажи моделируются и размещаются в виртуальном пространстве. Процесс проектирования сопровождается активным переходом от одного окна проекций к другому, от одной точки наблюдения к другой. Для описания трехмерного пространства сцены и объектов, находящихся внутри нее, используется координатный метод [3]. Использование данной технологии в качестве средства обучения будущих дизайнеров позволяет не только увеличить степень наглядности, но и установить индивидуальный темп освоения студентами учебного материала. Благодаря работе с трехмерной графикой, преподаватель имеет возможность за небольшой промежуток времени и при минимальных усилиях показать блок информации в виде трехмерных наглядных пособий по определенной тематике, что влечет за собой лучшую усвояемость изучаемого материала и экономит значительную часть учебного времени, которая могла бы быть затрачена на выполнение практической части моментов изучаемого материала.
Возможности новых технических средств повышают творческий потенциал и творческие запросы, способствуют развитию художественно-творческой активности, расширяют ощущение возможного. Только креативное восприятие и человеческие потребности генерируют и поддерживают технологические возможности. Это означает, что система практических заданий по компьютерному 3D моделированию должны стимулировать учащихся не только осваивать богатый инструментарий, но и генерировать художественные задачи, требующие творческого исследования этого инструментария [2].
Содержание программы обучения трехмерному моделированию построено по принципу циклического рассмотрения возможностей программы, изучения инструментов, с последовательным усложнением рабочего материала. Для этого она разбита на четыре блока:
1. Моделирование объектов.
2. Моделирование среды.
3. Архитектурное моделирование.
4. Моделирование персонажа.
Система заданий в экспериментальной группе была разделена на три типа в зависимости от уровня сложности: базовый, повышенный, высокий.
Первый тип заданий – базовый. Выполнение заданий этого типа направлено на изучение основных инструментов и операций компьютерных программ. Задания первого типа предусматриваются по всем четырем блокам, но отличаются уровнем сложности и способами выполнения. Они подводят студентов к решению более сложных задач, так как все действия, которые выполняет студент при выполнении этого типа заданий, содействуют развитию таких способностей, как образная память, воображение и пр.
Задания с повышенным уровнем сложности, относящиеся ко второму типу, предусматривают самостоятельный подбор инструментария и алгоритма выполнения моделирования трехмерного объекта или сцены. При выполнении заданий этого типа у студента формируется умение самостоятельно применять полученные знания на практике, вместе с тем эти задания стимулируют развитие интуиции и гибкости мышления, повышают самостоятельность.
Третий тип заданий – задания с высоким уровнем сложности. В процессе их выполнения необходимо было рассмотреть несколько вариантов выполнения задания и предоставить достаточно широкий визуальный ряд. Задания третьего типа предполагали развитие таких способностей как оригинальность, гибкость мышления, пространственного воображения и др. В условии заданий предполагалась вариативность и самостоятельность поисков способов моделирования [1].
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения, сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности образовательного процесса и самообразования студентов. По сравнению с традиционными учебно-методическими комплексами компьютерные обучающие комплексы имеют ряд преимуществ, таких как: мультимедийная и гипертекстовая организация учебных занятий; избыточность и вариативность содержания теоретического материала; использование мультимедиаобъектов, позволяющих задействовать различные типы восприятия информации; высокая степень интерактивности. В процессе обучения, где средством выступают компьютерные технологии, можно повысить профессиональную и познавательную мотивация студентов, за счет использования мультимедийных технологий, таких как: анимационные фрагменты, звуковое и музыкальное сопровождение, различная компьютерная графика, гипертекст; а также многовариантные практические задания, разного уровня сложности.