Полный текст статьи
Печать

Формирование и повышение мотивации учебной деятельности является главным условием подготовки будущих дизайнеров. Важными составляющими в процессе подготовки студентов-дизайнеров будут являться методы трехмерного моделирования, которые могут активизировать мотивированную дея­тель­ность. Владение методами трехмерного моделирования становится, на сегодняшний день, необходимым компонентом в квалификации дизайнера, так как без знаний методов трехмерного моделирования не обходится ни один вопрос, связанный с проектированием объектов дизайна.

Трехмерное моделирование является одной из наиболее важных облас­тей человеческой деятельности, поскольку оно часто используется при проектировании. Например, при проектировании нового дизайна изделий бытового назначения, а также в проектировании малых архитектурных форм и других предметов. Без использования методов трехмерного моделирования практически не обходится решение ни одного конструктивного вопроса, связанного с проек­ти­рованием, доработкой или модернизацией технологического объекта.

В дальнейшей деятельности будущего дизайнера, методы трехмерного моделирования могут использоваться: в основных принципах стиле- и формо­образования изделий интерьера, мебели и предметах декора; в архитек­турных элементах и строительных конструкциях; в предметах мелкой пластики; в построении орнаментальных композиций; в декоративно-прикладном искусстве при выполнении визуализации резьбы, росписи, инкруста­ции, мозаики, ковки и т.д.

Целью обучения трехмерному моделированию являет­ся изучение трехмерных объектов, что позволит развивать про­странст­венное и абстрактное мышление. Изучение способов и методов отображения этих моделей будет способствовать развитию конструкторских навыков и графической культуры изображения. Задачи на построения моделей будут влиять на проявление инициативы и изобретательности. Задания на изо­бражения оригинального объекта будут сказывать положительное влияние на формирование творческих способностей.

При этом профессиональная среда дизайнера предъявляет к его деятельности новые требования, а государство определяет образ выпускника, формулируя свои заявки к его образованию в виде компетенций. Такая динамика заставляет искать новые образовательные ресурсы с опорой на компьютерные технологии [2].

Практика компьютеризации процесса обучения наглядно показала, что с помощью компьютерных технологий можно значительно повысить эффек­тивность обучения всем дисциплинам, которые предусмотрены учебным пла­ном направления подготовки «Дизайн». Использование компьютера позволяет полу­чить компактность любой художественно-графической информации, в нагляд­ной и легко воспринимаемой форме, осуществлять оценку различных сторон отображаемых объектов, явлений, в том числе, проводить их де­тальный и качественный анализ.

Внедрение компьютерных технологий позволит совершенствовать про­цесс обучения трехмерному моделированию. От того, насколько вдум­чиво и грамотно, с педагогической точки зрения, будет организовано это обучение, зависит  эффективность профессиональной подготовки обучающихся. Применение  компьютерных технологий в обучении трехмерному моделированию позволяет рассматривать компьютер как средство обучения.

Компьютерное трехмерное моделирование это, прежде всего, визуализация проектов. Это работа с материалами, съёмочными камерами и освещением, необходимая для получения реалистичного трехмерного проекта. Изучая компьютерное трехмерное моделирование, студенты-дизайнеры получают как общеобразовательные знания, умения и навыки, так и прикладные, а именно, умения использовать трехмерное моделирование для передачи проектных идей.

В трехмерном моделировании, компью­тер­ные технологии удобно применять для демонстрации различных построений и операций моделирования в пространстве. В этом случае, препо­даватель будет иметь возможность на экране дисплея изображать те модели, объекты и графические образы, которые ему необходимы для про­ведения занятий.

Практическое использование в образовательном процессе дизайнеров компьютерного 3D моделирования диктует необходимость создания обновленной модели образовательной среды, положительно влияющей на развитие их художественно-творческой активности, выступающей основным компонентом профессиональных компетенций будущего дизайнера.

Весь иллюстративный материал курса трехмерного моде­ли­ро­ва­ния можно представить, в процессе обучения, на экране дисплея. Причем, эту иллюстрацию необходимо создавать динамичной, используя все визуаль­ные возможности компьютера. В отличие от других тради­цион­ных технических средств, компьютерные технологии позволят преподава­те­лю управлять демонстрационным процессом. Например, при построении трехмерного объекта, все действия будут последовательно описываться на экране компьютера и такая «живая картинка» будет выгодно отличаться от неподвижной иллюстрации, поскольку преподаватель сможет управлять этим демонстрационным процессом. Так, имеется возможность показать, что подобный процесс последовательных построений можно провести для лю­бо­го объекта, сопровождая весь учебный материал наглядными практическими примерами.

Трехмерное компьютерное моделирование является на сегодняшний день одним из самых сложных направлений в компьютерных технологиях и может широко применяться в процессе разработки дизайн-проектов. Она требует особого уровня развития художественно-творческой активности и пространственного мышления, поскольку все объекты и персонажи моделируются и размещаются в виртуальном пространстве. Процесс проектирования сопровождается активным переходом от одного окна проекций к другому, от одной точки наблюдения к другой. Для описания трехмерного пространства сцены и объектов, находящихся внутри нее, используется координатный метод [3]. Использование данной технологии в качестве средства обучения будущих дизайнеров позволяет не только увеличить степень наглядности, но и установить индивидуальный темп освоения студентами учебного материала. Благодаря работе с трехмерной графикой, преподаватель имеет возможность за небольшой промежуток времени и при минимальных усилиях показать блок информации в виде трехмерных наглядных пособий по определенной тематике, что влечет за собой лучшую усвояемость изучаемого материала и экономит значительную часть учебного времени, которая могла бы быть затрачена на выполнение практической части моментов изучаемого материала.

Возможности новых технических средств повышают творческий потенциал и творческие запросы, способствуют развитию художественно-творческой активности, расширяют ощущение возможного. Только креативное восприятие и человеческие потребности генерируют и поддерживают технологические возможности. Это означает, что система практических заданий по компьютерному 3D моделированию должны стимулировать учащихся не только осваивать богатый инструментарий, но и генерировать художественные задачи, требующие творческого исследования этого инструментария [2].

Содержание программы обучения трехмерному моделированию построено по принципу циклического рассмотрения возможностей программы, изучения инструментов, с последовательным усложнением рабочего материала. Для этого она разбита на четыре блока:

1. Моделирование объектов.

2. Моделирование среды.

3. Архитектурное моделирование.

4. Моделирование персонажа.

Система заданий в экспериментальной группе была разделена на три типа в зависимости от уровня сложности: базовый, повышенный, высокий.

Первый тип заданий – базовый. Выполнение заданий этого типа направлено на изучение основных инструментов и операций компьютерных программ. Задания первого типа предусматриваются по всем четырем блокам, но отличаются уровнем сложности и способами выполнения. Они подводят студентов к решению более сложных задач, так как все действия, которые выполняет студент при выполнении этого типа заданий, содействуют развитию таких способностей, как образная память, воображение и пр.

Задания с повышенным уровнем сложности, относящиеся ко второму типу, предусматривают самостоятельный подбор инструментария и алгоритма выполнения моделирования трехмерного объекта или сцены. При выполнении заданий этого типа у студента формируется умение самостоятельно применять полученные знания на практике, вместе с тем эти задания стимулируют развитие интуиции и гибкости мышления, повышают самостоятельность.

Третий тип заданий – задания с высоким уровнем сложности. В процессе их выполнения необходимо было рассмотреть несколько вариантов выполнения задания и предоставить достаточно широкий визуальный ряд. Задания третьего типа предполагали развитие таких способностей как оригинальность, гибкость мышления, пространственного воображения и др. В условии заданий предполагалась вариативность и самостоятельность поисков способов моделирования [1].

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения, сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности образовательного процесса и самообразования студентов. По сравнению с традиционными учебно-методическими комплексами компьютерные обучающие комплексы имеют ряд преимуществ, таких как: мультимедийная и гипертекстовая организация учебных занятий; избыточность и вариативность содержания теоретического материала; использование мультимедиаобъектов, позволяющих задействовать различные типы восприятия информации; высокая степень интерактивности. В процессе обучения, где средством выступают компьютерные технологии, можно повысить профессиональную и познавательную мотивация студентов, за счет использования мультимедийных технологий, таких как: анимационные фрагменты, звуковое и музыкальное сопровождение, различная компьютерная графика, гипертекст; а также многовариантные практические задания, разного уровня сложности.