Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день одним из производственных требований к инженерам  легкой промышленности является комплексность, интегрированность подготовки. Очевидно, что в современных условиях идея узкой специализации, как и предсказывали теоретики дизайна в 80-х годах, не оправдала себя [1]. Для российского производства актуален вопрос и качественного, узнаваемого дизайна выпускаемых изделий, и эффективного решения инженерных задач. Однако ситуация складывается таким образом, что конструктор на производстве должен выполнять и функции дизайнера, создавать художественный образ вещи, а не только качественный технический объект.   

Согласно государственному стандарту, в деятельность конструктора изделий легкой промышленности включен проектно-дизайнерский компонент, в том числе и учет художественно-эстетических параметров изделия. Но, судя по приведенным компетенциям, акцент сделан на ведение проектной деятельности и на технический аспект дизайна – авторский надзор, подготовка проектной документации, а художественно-образные, социальные, семантические, эстетические функции дизайна оказываются стерты. С одной стороны, в ходе подготовки инженеров логично оказывать большее внимание инженерной стороне дизайнерской деятельности, с другой – дизайн по сути является нерасчленимым на инженерную и художественную деятельность.

Таким образом, целесообразно усилить дизайнерский компонент в подготовке конструкторов изделий легкой промышленности.

Любую проектную деятельность в области дизайна предваряет художественно-графическая разработка будущего изделия [2]. Проектное эскизирование – важный этап, в ходе которого дизайнер проходит путь от создания схематичного наброска к образу будущего изделия, используя методы стилизации, трансформации, деконструкции формы и т.д. М.Г. Нечаев определяет эскиз как  основное средство ретрансляции проектной идеи, визуализации мыслей автора [3].

Несмотря на то, что компьютер является необходимым инструментом в работе дизайнера, умение рисовать не должно отходить на второй план и тем более считаться «необязательным». Опрос работодателей в сфере легкой промышленности показал, что производство одежды в регионе (особенно малое производство, чья конкуретноспособность часто зависит от оригинальности предлагаемых потребителю дизайн-решений) не обеспечено в достаточной степени конструкторами и дизайнерами, владеющими инструментарием графической визуализации идей. Во время опроса студентов направления «конструирование изделий легкой промышленности» практически единогласно были даны ответы о важности эскизирования для развития мышления дизайнера и облегчения коммуникации с заказчиком.

Освоение навыков графического эскизирования в дизайне влияет и на мышление дизайнера, формируя, по мнению исследователей, специфическое «графическое мышление» - способность воспринимать объект и как совокупность формальных признаков, и с образно-метафорической точки зрения, как художественный объект, обладающий социокультурными смыслами [4].

Ниже рассмотрим, на какие особенности создания поисковых и творческих эскизов мы должны обратить внимание при подготовке специалистов в области дизайна.

Студентам важно установить связь между графикой и задачами проектирования, ответить себе на вопрос – чем занимается дизайнер на самом деле? Как обеспечивается художественно-образная выразительность проектируемого объекта и как раскрывается его смысловое значение? За счет чего логотип дает нам ощущение интеллектуальности или экологичности, а интерьер – строгости или расслабленности?

Собственно говоря, студентам нужно овладеть семантической выразительностью графических средств, осознать, каким образом та или иная абстрактная форма дает ощущение тяжести, легкости, парения, вращения и так далее.  Как беспредметная графика передает и смысл, и материал? Ведь эскиз проектируемого изделия существует как знак и символ одновременно. Он несет в себе некое условное изображение будущей материальности. Сочетания линий и пятен не являются реальным материалом, тканью, мехом или пластмассой, однако должны передавать с той или иной степенью достоверности свойства этих материалов – пластичность, динамику, драпируемость, текстуру, движение света и многое другое. Эскиз подразумевает изделие, изображает его, еще не существующее реально, но уже обладающее видимыми характеристиками в воображении дизайнера и на бумаге.

Это касается не только эскизов, но и набросков, поисковых рисунков. При этом эскиз, по словам Н.Г. Нечаева, должен содержать в себе элемент абстрагирования. Доскональная передача материальности может затруднять восприятие идеи, композиции, структуры изделия. Изобразительные средства при эскизировании должны быть адекватны замыслу. Избыточная декоративность или живописность, фиксация на передаче фактуры, паттернов, - все это может негативно сказаться на восприятии идеи [5]. 

Для создания убедительных, отражающих свойства материала эскизов, не перегруженных излишней детализацией и художественным самолюбованием,

С другой стороны, эскиз фиксирует семантически насыщенный художественный образ. Любой объект дизайна заключает в себе не только сочетание формальных признаков (объем, пропорциональное соотношение, цвет), но и комплекс символических значений, эмоциональных, культурных, социальных, часто даже не вполне вербализуемых.

Можно сказать, что формальные характеристики объекта произрастают из его значения. В современном дизайне форма следует за смыслом. Мы хотим создать концепт автомобиля, который будет воплощать к себе такие характеристики, как «демократичность», «скорость», «элегантность»? Или проектируем коллекцию одежды, воплощающую в себе образ современной деловой женщины? Мы должны учесть не только чисто функциональные требования (дизайн автомобиля не должен ставить под сомнение безопасность водителя, одежда не должна мешать динамичному образу жизни бизнес-леди и т.д.), но и понять, какими средствами может быть визуализирована та или иная вербальная идея. При подготовке будущих специалистов в области дизайна важно уделить внимание изучениию знаково-символических, метафорических, аллего­рических и других художественно-образных средств.

Мы можем выделить несколько требований к дизайнеру, работающему над эскизом объекта:

- способность графически передать основополагающие качества материалов;

- умение аналитически определить иерархию свойств объекта (главное и второстепенное);

- выбор адекватных изобразительных средств;

- понимание связи между графическими средствами и символическими характеристиками объекта;

- навык семиотического анализа (что подразумевается под «легкостью» в современной культуре, как эта «легкость» может быть визуализирована, графически изображена);

- способность к созданию эскизов, понятных заказчику как формально (пропорции, размер, пластические свойства, конструктивные особенности), так и семантически (эскиз несет в себе однозначно воспринимаемый и считываемый заказчиком образ).

Для того, чтобы будущий специалист в области дизайна соответствовал этим требованиям, нам необходимо предложить ему весь спектр художественно-графических дисциплин и использовать как классические методики, так и современные экспериментальные. Способность абстрагироваться, видеть в объекте не просто «автомобиль» или «платье», а совокупность форм, несущих в себе как ассоциации физического порядка («тяжесть», «легкость»), так и эмоциональные ощущения («радость», «строгость») и социокультурные особенности («статусность», «нонконформизм»), может быть сформирована у будущего дизайнера средствами дисциплины «формальная композиция». В большинстве вузов России при подготовке дизайнеров используются методики, разработанные специалистами БАУХАУЗа, а затем в 60-80-х годах адаптированные советскими педагогами [6]. Эти методики являются достаточно гибкими и открытыми для различных изменений. Педагог может использовать их как базу для разработки собственных методик, включать современные образовательные средства, в том числе информационные, проводить анализ произведений искусства и дизайна с точки зрения формальной композиции, и т.д. Это, пожалуй, одна из тех дисциплин, которая предлагает устойчивую базу и для педагогических, и для студенческих экспериментов.

Передача материальности и аналитический подход к изображаемым формам могут быть освоены средствами дисциплин «линейный рисунок», «академический рисунок». Существуют разные взгляды на необходимость освоения дизайнерами и инженерами классического академического рисунка. С одной стороны, он дает хорошую графическую базу, развивает навыки создания качественных изображений, с другой – развитие дизайнерского мышления необходимо поддерживать и в процессе освоения художественных дисциплин, предлагая не только задания, призванные научить отображению реальных предметов, но и задания, позволяющие студенту придумать, предложить какой-либо проектно-художественный образ.

Однако необходимость обучать студентов качественному рисованию, эффективной визуализации идей, образному мышлению, для чего требуется освоение различных графических техник, основ композиции, аналитического рисунка и т.д., неизбежно сталкивается с проблемой малого объема часов и сокращения числа художественных дисциплин. Это естественный процесс, поскольку студенту крайне важно также освоить компьютерное проектирование, работы с САПР, материаловедение, различные гуманитарные дисциплины. Длительное совершенствование навыков рисования просто невозможно, особенно для студентов инженерных направлений, таких как «конструирование изделий легкой промышленности». Мы можем предлагать новые комплексные методики обучения эскизированию, базой для которого являются композиция и рисунок, но мы не можем использовать их в ущерб инженерной подготовке студентов. 

Выходы из этой ситуации могут быть различными, и требуется максимально возможное число разных методик и средств, направленных на решение описанной проблемы. Например, в 90-х годах исследователи ВНИИТЭ предлагали идею непрерывного обучения основам дизайнерской деятельности – начиная со старших классов школы [7]. Это применимо в ситуации, когда есть возможность набирать группу из учащихся «университетских классов» или организовывать различные творческие лагеря, курсы для поступающих и другое подготовительное обучение. Безусловно, и на сегодняшний день вполне организация подобной подготовки и создание соответствующих методик.

Однако для современного образования характерна иная ситуация. Базовыми навыками рисования может владеть только часть группы, еще часть посещала те или иные курсы, связанные с дизайном, некоторые окончили те или иные учреждения дополнительного образования, программы которых не всегда построены на академической системе преподавания рисунка и не всегда предлагают освоить курс формальной композиции. И еще определенная часть группы не имеет никакого довузовского образования, связанного с изобразительным искусством. У инженерных специальностей, связанных с художественным проектированием изделий, более половины студентов группы может не иметь довузовской подготовки в области рисования. Мы можем провести аналогию со временами создания Баухауза и ВХУТЕМАСа, когда кризис академического художественного образования потребовал принципиального обновления методик. Именно зародившаяся тогда формальная композиция несколько «выравнивала» студентов, имеющих художественную подготовку и не имеющих таковой: все, вне зависимости от уровня, получали возможность реализовать свои проектные идеи, используя язык простых базовых форм [8].

Обучение студентов творческому эскизированию должно включать в себя спектр заданий, позволяющих получить большой объем знаний и навыков в сжатые сроки.

Можно предложить несколько решений для создания методик обучения студентов художественно-проектному эскизированию и развития их проектно-дизайнерского мышления:

  1. Включение эскизирования в курс формальной (художественно-графической) композиции. Это позволит на практике применить полученные знания, связанные с основами композиции. Схема формирования композиционной грамотности учащихся такова: абстрагирование от привычных форм – освоение того или иного средства композиции с выполнением беспредметного изображения – создание эскиза объекта дизайна на основе выполненного беспредметного изображения.
  2. Многоаспектность заданий в рамках курса формальной композиции. Возможно введение формального и смыслового компонента задания. С одной стороны, студенты осваивают то или иное средство гармонизации композиции, с другой – определяют, как эмоция или состояние может быть выражено с использованием данного и других средств гармонизации композиции и какие изобразительные средства композиции будут адекватны ее смысловой составляющей. Например, «симметричная композиция на тему «стабильность». Логично, что симметричная композиция может быть выполнена плавными и изысканно переплетенными линиями, но будет ли в таком случае она соответствовать завяленной теме?
  3. Современные игровые средства обучения (геймификация), в том числе с использованием информационных технологий. Термин «геймификация» означает применение подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах. Возникнув в сфере бизнеса (программы лояльности, различные бонусы), геймификация распространилась и на другие сферы деятельности, в том числе и на образование [9]. Геймификация делает образовательный процесс более увлекательным и захватывающим, не превращая его формально в «игру». Геймификация позволяет сделать обучение жестко структурированным, но при этом сохранить личностно-ориентированный подход, обращение к психологическим механизмам личности, управление мотивацией, индивидуальный подход – для одних студентов необходима конкурентная среда, а кто-то предпочитает соревноваться только с собой. Геймификация позволяет обеспечить необходимую индивидуализацию обучения.
  4. Мониторинг уровня подготовки, индивидуальный подход и индивидуализированные задания. Этот подход используется в программах обучения иностранному языку (например, онлайн-курсам Duolingvo). Входной контроль должен быть направлен на выявление слабых мест в подготовке, последующие контрольные мероприятия – направлены на определение уровня навыков, что позволило бы корректировать задания в соответствии с полученными результатами. Если мониторинг художественного уровня в группе показывает различия в подготовке, возможно предложить студентам с более низким уровнем дополнительные задания и упражнения, направленные на совершенствование навыков, или изначально предложить каждому индивидуально простроенный образовательный маршрут. Это достаточно сложно в плане организации, и здесь имело бы большое значение создание некой автоматизированной системы подбора заданий в соответствии с оценками уровня подготовки по определенным критериям.
  5. Прочные междисциплинарные связи, интеграция дисциплин и непрерывность обучения. Исследователи утверждают, что интеграция, реализуемая, в частности, через освоение одной темы в модулях различных дисциплин,  экономит время учебного занятия, позволяет оптимизировать контроль сформированности компетенций  и глубже проработать тему [10]. Графический эскиз включает в себя композиционные, колористические, технические и другие компоненты, и освоение художественных дисциплин должно проходить так, чтобы в одной работе студент мог применить знания, полученные и на композиции, и на рисунке, и на живописи, и на других дисциплинах. Важно дать студентам почувствовать, что они обладают огромным арсеналом средств визуализации своих идей. Знания и навыки, полученные во время освоения средств композиции, не должны забываться при переходе к следующему тематическому блоку, а должны активно использоваться.

Итак, нам представляется исключительно важным создание различных методик преподавания художественно-графических дисциплин для направлений подготовки, связанных с созданием эстетически и функционально качественных объектов материального мира. Современные методы и средства обучения содержат в себе огромный потенциал для совершенствования художественной подготовки студентов.