Полный текст статьи
Печать

Успех в профессиональной деятельности возможен при наличии у специалиста внутренних и внешних условий. Внутренние условия – это наличие знаний, умений и навыков, наличие способностей и профессиональных качеств, наличие эмоционально-волевых свойств личности. Внешние условия – это влияние профессиональной среды и окружения, в том числе и влияние информационно-образовательной среды. В современных условиях процесс обучения в вузе рассматривается как взаимодействие обучающегося с информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда формируется коллективом учебного заведения, а также государством и социальными институтами. В учебные планы вузов включаются новые учебные дисциплины, предусматривающие своей целью изучение информационных технологий и подготовку специалиста, способного самостоятельно осуществлять свою будущую профессиональную деятельность в информационно-образовательной среде организаций. Умение использовать новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности – это общественно значимое умение. Для общества всегда важна личность, обладающая интеллектуальным навыком ориентации в информационной среде.

Анализируя возможности среды рассмотрим это понятие более подробно. В философской литературе категория «среда» определяется как часть бытия, которая оказывает воздействие на какой-либо объект. Для среды выделяются ряд основных свойств. Во-первых, это то, что среда окружает объект, она всегда является внешней по отношению к объекту. Во-вторых, среда имеет структуру, в ней могут быть выделены составные элементы. И, в-третьих, среда определяет для объекта условия его существования, среда воздействует на объект и вступает с ним во взаимодействие. Важным является тот факт, что восприятие человеком среды не является пассивным. Среда воспринимается в процессе постоянного активного взаимодействия с ней. В среде человек является неотъемлемая составная частью. Характерно, то, что в среде человеком управляет система обратных связей, помогающая убедиться в адекватности своих действий, в соответствии или несоответствии среды выполняемым действиям. Любая среда выполняет две функции – выступает источником информации, и тем самым позволяет человеку определить возможные последствия своих действий и является местом где осуществляется деятельность человека. Восприятие среды обязательно связано с действием в этой среде. Способы взаимодействия человека со средой определяются структурой среды. Таким образом среда оказывает влияние на действия человека и определяет его активность.

Выделим теоретические основания использования возможностей информационно-образовательной среды при подготовке специалистов в высшей школе. Большинство исследователей под информационно-образовательной средой вуза понимают совокупность аппаратных, программных и коммуникационных средств, информационных ресурсов, организационного, методического и правового обеспечения, Информационно-образовательная среда ориентирована на удовлетворение потребностей в информационных услугах в ходе научных исследований, при подготовке специалистов, в процессе управления и в процессе обслуживания инфраструктуры вуза. В состав информационно-образовательной среды вуза входит:

– материальное обеспечение – это разнообразные носители информации, как традиционные библиотечные ресурсы, так и средства информирования, компьютерные сети, электронные архивы и информационные системы,

– информационное обеспечение – это средства и методы поиска информации, поисковые системы, тезаурусы, каталоги и глоссарии,

– коммуникационное обеспечение – это средства общения, взаимодействия обучающихся и преподавателей, и средства коммуникации.

Целесообразным является использование педагогических информационных технологий, которые интегрируют в себе процессы информатизации вуза. Также необходимо использовать технологии моделирования и проектирования, ориентированные на будущую профессиональную деятельность специалиста. Информационно-образовательная среда может быть рассмотрена как комплекс элементов, обеспечивающих интеграцию информационных технологий в процесс обучения. Следуя за Е.С. Полат, охарактеризуем структуру информационно-образовательной среды в виде пяти взаимосвязанных блоков и определим их влияние на формирование профессиональной компетентности. 

Структура информационно-образовательной среды

Блок

Содержание блока

Влияние на формирование профессиональной компетентности

Ценностно-целевой

процесс осознания ведущих ценностей будущей профессии

– осознание студентом целей обучения,

– развитие мотивации,

– стремление к саморазвитию и совершенствованию,

– оценка результатов деятельности,

– умение ориентироваться в новых социальных условиях

Программно-методический

процесс обучения в сотрудничестве,

проектная деятельность,

самостоятельная работа студентов

– умение самостоятельно осуществлять и организовывать деятельность,

– повышение культуры труда студента,

– способность к адаптации, способность к переносу знаний, умений и навыков,

– включение в профессиональную деятельность,

– конструирование структуры процесса обучения,

– рост профессионального мастерства

Информационный

работа с учебно-методическими материалами, тренажерными системами, тестовыми системами контроля знаний, базами данных и информационными справочными системами

– выбор пути развития, определение содержания своего обучения,

– умение самостоятельно обрабатывать первичную информацию,

– развитие системного мышления

– развитие навыков работы с информацией,

– использование в работе автоматизированных систем

Коммуникационный

построение коммуникаций вида «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек»

– улучшение мотивации деятельности

– развитие критического мышления при работе с информацией

– развитие инициативности

– улучшение саморегулирования деятельности с помощью контроля, самоконтроля и взаимоконтроля,

– знание универсальных языков и средств коммуникации,

– развитие навыков групповой работы,

– установление обратной связи с другими людьми

Технологический

использование возможностей информационных технологий

– развитие умений организации деятельности с применением информационных технологий

– умение искать, сохранять, преобразовывать и пересылать информацию с применением локальных средств и информационно-поисковых систем,

– развитие творческого потенциала, получение опыта решения творческих профессиональных задач,

– приобретение опыта профессиональной деятельности

 

 

Таким образом информационно-образовательная среда обеспечивает учебный процесс и участников образовательного процесса. Она не только проводит информацию, но и воздействует на участника информационного процесса. как определенная социальная общность, развивает человека, способствует адаптации человека в обществе, готовит к будущей профессиональной деятельности.