Успех в профессиональной деятельности возможен при наличии у специалиста внутренних и внешних условий. Внутренние условия – это наличие знаний, умений и навыков, наличие способностей и профессиональных качеств, наличие эмоционально-волевых свойств личности. Внешние условия – это влияние профессиональной среды и окружения, в том числе и влияние информационно-образовательной среды. В современных условиях процесс обучения в вузе рассматривается как взаимодействие обучающегося с информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда формируется коллективом учебного заведения, а также государством и социальными институтами. В учебные планы вузов включаются новые учебные дисциплины, предусматривающие своей целью изучение информационных технологий и подготовку специалиста, способного самостоятельно осуществлять свою будущую профессиональную деятельность в информационно-образовательной среде организаций. Умение использовать новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности – это общественно значимое умение. Для общества всегда важна личность, обладающая интеллектуальным навыком ориентации в информационной среде.
Анализируя возможности среды рассмотрим это понятие более подробно. В философской литературе категория «среда» определяется как часть бытия, которая оказывает воздействие на какой-либо объект. Для среды выделяются ряд основных свойств. Во-первых, это то, что среда окружает объект, она всегда является внешней по отношению к объекту. Во-вторых, среда имеет структуру, в ней могут быть выделены составные элементы. И, в-третьих, среда определяет для объекта условия его существования, среда воздействует на объект и вступает с ним во взаимодействие. Важным является тот факт, что восприятие человеком среды не является пассивным. Среда воспринимается в процессе постоянного активного взаимодействия с ней. В среде человек является неотъемлемая составная частью. Характерно, то, что в среде человеком управляет система обратных связей, помогающая убедиться в адекватности своих действий, в соответствии или несоответствии среды выполняемым действиям. Любая среда выполняет две функции – выступает источником информации, и тем самым позволяет человеку определить возможные последствия своих действий и является местом где осуществляется деятельность человека. Восприятие среды обязательно связано с действием в этой среде. Способы взаимодействия человека со средой определяются структурой среды. Таким образом среда оказывает влияние на действия человека и определяет его активность.
Выделим теоретические основания использования возможностей информационно-образовательной среды при подготовке специалистов в высшей школе. Большинство исследователей под информационно-образовательной средой вуза понимают совокупность аппаратных, программных и коммуникационных средств, информационных ресурсов, организационного, методического и правового обеспечения, Информационно-образовательная среда ориентирована на удовлетворение потребностей в информационных услугах в ходе научных исследований, при подготовке специалистов, в процессе управления и в процессе обслуживания инфраструктуры вуза. В состав информационно-образовательной среды вуза входит:
– материальное обеспечение – это разнообразные носители информации, как традиционные библиотечные ресурсы, так и средства информирования, компьютерные сети, электронные архивы и информационные системы,
– информационное обеспечение – это средства и методы поиска информации, поисковые системы, тезаурусы, каталоги и глоссарии,
– коммуникационное обеспечение – это средства общения, взаимодействия обучающихся и преподавателей, и средства коммуникации.
Целесообразным является использование педагогических информационных технологий, которые интегрируют в себе процессы информатизации вуза. Также необходимо использовать технологии моделирования и проектирования, ориентированные на будущую профессиональную деятельность специалиста. Информационно-образовательная среда может быть рассмотрена как комплекс элементов, обеспечивающих интеграцию информационных технологий в процесс обучения. Следуя за Е.С. Полат, охарактеризуем структуру информационно-образовательной среды в виде пяти взаимосвязанных блоков и определим их влияние на формирование профессиональной компетентности.
Структура информационно-образовательной среды
Блок |
Содержание блока |
Влияние на формирование профессиональной компетентности |
Ценностно-целевой |
процесс осознания ведущих ценностей будущей профессии |
– осознание студентом целей обучения, – развитие мотивации, – стремление к саморазвитию и совершенствованию, – оценка результатов деятельности, – умение ориентироваться в новых социальных условиях |
Программно-методический |
процесс обучения в сотрудничестве, проектная деятельность, самостоятельная работа студентов |
– умение самостоятельно осуществлять и организовывать деятельность, – повышение культуры труда студента, – способность к адаптации, способность к переносу знаний, умений и навыков, – включение в профессиональную деятельность, – конструирование структуры процесса обучения, – рост профессионального мастерства |
Информационный |
работа с учебно-методическими материалами, тренажерными системами, тестовыми системами контроля знаний, базами данных и информационными справочными системами |
– выбор пути развития, определение содержания своего обучения, – умение самостоятельно обрабатывать первичную информацию, – развитие системного мышления – развитие навыков работы с информацией, – использование в работе автоматизированных систем |
Коммуникационный |
построение коммуникаций вида «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек» |
– улучшение мотивации деятельности – развитие критического мышления при работе с информацией – развитие инициативности – улучшение саморегулирования деятельности с помощью контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, – знание универсальных языков и средств коммуникации, – развитие навыков групповой работы, – установление обратной связи с другими людьми |
Технологический |
использование возможностей информационных технологий |
– развитие умений организации деятельности с применением информационных технологий – умение искать, сохранять, преобразовывать и пересылать информацию с применением локальных средств и информационно-поисковых систем, – развитие творческого потенциала, получение опыта решения творческих профессиональных задач, – приобретение опыта профессиональной деятельности
|
Таким образом информационно-образовательная среда обеспечивает учебный процесс и участников образовательного процесса. Она не только проводит информацию, но и воздействует на участника информационного процесса. как определенная социальная общность, развивает человека, способствует адаптации человека в обществе, готовит к будущей профессиональной деятельности.