Полный текст статьи
Печать

Книги с объемными выдвижными, вращающимися, самораскрывающимися, выскакивающими иллюстрациями в последнее время часто называют «Pop-up» книги. Термин «Pоp-up» возник в 60–70-е годы в США и произошел от английского «внезапно появляться», «выскакивать». Такие конструкции применяются при оформлении книг, авторских книг и фотоальбомов, открыток, рекламных буклетов.

Pоp-up – это техника создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций.

Данные конструкции позволяют приводить в движение и поднимать иллюстрацию, делая ее объемной. Важная особенность всех механизмов в технике «Pоp-up» – в закрытом виде все они становятся плоскими.

Технике «Pоp-up» свойственна доступность и малая цена расходных материалов и инструментов. При этом изделия смотрятся интересно за счет сложного конструкторского и дизайнерского решения.

На современном этапе эту технику часто сочетают с техникой скрапбукинг.

В результате поиска литературных источников, мы выяснили, что о технике «Pop-up» нет учебных пособий, книг или брошюр на русском языке. Найденная нами литература по теме практически вся на иностранном языке. В сети Интернет существуют мастер-классы, форумы по изготовлению изделий в данной технике, но вся информация имеет фрагментарный характер, нет устоявшейся системы понятий, терминов, отсутствует систематизированный перечень «Pоp-up» конструкций. Кроме того, некоторые из них не имеют названий, и каждый автор использует «свои» термины, что лишь вносит путаницу в систему понятий данной техники. Авторы при ее описании и ассортимента изделий используют разные термины – объемные книги, панорамные книги, «Рop-up» книги, бумажная инженерия и т.д. Часто в сети Интернет можно встретить название техники на английском языке – «Рop-up» и русском языке – «поп-ап». В статье мы будем использовать написание на английском языке «Рop-up».

Отметим, что ведущими специалистами в области «Pop-up» в России являются Николай Немзер и Екатерина Козейкина, которые открыли свои онлайн-школы «Pop-up», обучение в которых довольно дорогое.

Вышеперечисленные факты позволяют сформулировать задачи исследования: осуществление поиска, обобщение имеющейся информации и представление ее в виде системы знаний о технике «Рop-up» для создания книг и открыток с объемными иллюстрациями для включения в систему художественного образования.

Содержание техники представим на основе следующего алгоритма: сведения из истории, необходимые материалы и инструменты, «Pop-up» конструкции и элементы, основные технологические приемы и этапы изготовления объемных иллюстраций на основе «Pop-up» конструкций.

Сведения из истории в обобщенном виде представим на основе изучения содержания статей «3D книги в СССР» (автор не указан) с сайта «Livejournal» [1], «Pop Up Books. Трехмерные книги», автор Эмиль Гузаиров с сайта «Ярмарка мастеров» [2]. Следует отметить, что данная информация имеется и на других сайтах.

В результате анализа источников следует заключить, что в истории «Рop-up» книг можно выделить три этапа:

1-й этап (ХIII–XVIII в.) – первые эксперименты по созданию подвижных объемных иллюстраций в книгах;

2-й этап (XIX–начало XX в.) – активное применение издательствами объемных подвижных иллюстраций в книгах;

3-й этап (XX–начало XXI в.) – активное применение подвижных объемных иллюстраций, в том числе в авторских книгах, открытках.

Ниже приведем информацию о применении «Рop-up» конструкций в книгах, которую считаемым необходимой для включения в процесс обучения этой технике.

В ХIII в. появились первые книги с объемными иллюстрациями: английский художник и историк Мэтью Пэрис вклеил в книгу складную карту и сконструировал вращающиеся схемы; Раймонд Луллий – каталонский миссионер, теолог, философ впервые применил подвижные бумажные части на основе дискового механизма.

В ХIV в. стал применяться механизм «turn-up», который позволял открывать слой за слоем новые картинки, а общая их часть крепилась к основной странице.

Со второй половины ХVIII в. – стало издаваться большое количество детских книг. Для привлечения покупателей издатели стали экспериментировать с различными движущимися элементами в книгах.

В 1765 г. лондонский печатник и книготорговец Роберт Сайер создал первую книгу «Harlequinade» в технике «Pop-up».

В ХIХ в. книги с движущимися бумажными элементами стали продавать повсюду. Издавались они, в основном, в Германии и в Англии, стоили очень дорого.

1820 г. художник-портретист Вильям Гримальди разработал конструкцию «lift-the-flap». Лотар Меггендорфер изобрел элемент «Pop-up» – специальные заклепки.

В 1847 г. в Лондоне была издана книга-туннель с тремя отверстиями для просмотра.

В 1850 г. издательство Dean&Son применило в книге механизмы в виде бумажных полосок, приводящих в движение персонажей.

В XX в. в СССР книжки-панорамы выпускало издательство «Малыш».

В Чехословакии издательство «Артия» специализировалась на издании книг с объемными иллюстрациями. Войцех Кубашта – архитектор; художник-конструктор этого издательства создал конструкцию, при которой элементы иллюстрации выходили за рамки книжного блока.

Роберт Сабуда – современный бумажный инженер детских книг. Роберт выпустил порядка 20 объемных книг. Он также делает книги с объемными абсолютно белыми иллюстрациями.

Николай Немзер – в творческие дизайнерские проекты включал объемные конструкции из бумаги. Более 20 лет занимается только бумажными конструкциями, создавая бумажные объемные игрушки, книжки-раскладушки и объемные открытки, подарочные упаковки. Николай Немзер является основателем школы «Pop-up» в России.

Основным материалом для изготовления изделий в технике «Pop-up» является бумага. Она является доступным, пластичным, хорошо держащим форму материалом, что позволяет создавать различные сложные конструкции. От качества выбранной бумаги зависит окончательный вид изделия. Бумага бывает различной плотности (от тонкой писчей бумаги до плотного картона 2–3 мм толщиной), структуры (рыхлая, плотная, жесткая, мягкая и т.п.), фактуры (гладкая, шероховатая, тисненая, рифленая, гладкая, матовая и т.п.). В современных композициях авторы часто используют скрапбумагу и дизайнерскую бумагу.

Для создания выразительного образа в одном изделии можно сочетать бумагу разной структуры, фактуры и плотности. Но для основы конструкции следует выбирать бумагу плотностью 200–280 г/м2, гладкой плотной структуры, хорошо держащей форму, на которой получается качественная биговка. Биговка – это процесс нанесения прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба. Кроме того, некачественная бумага со временем может пожелтеть.

Мы проанализировали бумагу, предоставленную на Российском рынке в свободном доступе и сделали вывод, что всем требованиям для изготовления бумажных «Pop-up» конструкций соответствует ватман производства «Гознак». Для изготовления обложки книги целесообразен картон плотностью более 300г/м2. Часто используют пивной или переплетный картон.

Для соединения и склейки книги необходим качественный клей. Оптимальный вариант – типографский клей. Для изготовления книг в домашних условиях   рекомендуем клей торговых марок UHU, Erich Krause, Scootch, Pon-Pon, «Момент. Кристалл», «Момент. Столяр. ПВА». От качества выбранного клея зависит прочность конструкции. Клей должен быть прозрачным, не оставлять пятен, обеспечивать прочное сцепление.

Для выполнения иллюстраций можно применять акварель, акрил, цветные карандаши, фломастеры. Изделия «Pop-up» бывают с цветными и монохромными иллюстрациями. В монохромных иллюстрациях важное значение отдается образу, форме и пластике.

Для изготовления иллюстраций в технике «Pop-up» необходимы следующие инструменты и приспособления: макетный нож (канцелярский резак), линейка, карандаши, ножницы, палочка и доска для биговки, коврик самовосстанавливающийся. Ниже в таблице опишем их назначение и приведем фотографии. 

Таблица 1

Основные инструменты и приспособления для изготовления объемных иллюстраций в технике «Pop-up»

Основные технологические приемы, которые используются при создании книг и открыток с объемными иллюстрациями, это:

– вырезание (контурное, художественное и т.д.);

– биговка – процесс нанесения прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба;

– сгибание;

– склеивание (склеивание, наклеивание, вклеивание).

Объемные подвижные иллюстрации выполняются на основе
«
Pop-up» конструкций. В настоящее время дизайнеры используют разные виды для создания выскакивающих, вращающихся, самораскрывающихся иллюстраций. Однако, как было отмечено нами в актуальности исследования, в источниках отсутствует список этих конструкций. Для решения задачи исследования мы осуществили поиск имеющихся в сети интернет основных конструкций. Проанализировав и систематизировав их, мы представили виды и подвиды конструкций в таблице 2.

В результате изучения и анализа книг и открыток с объемными иллюстрациями можно сделать вывод, что все «Pop-up» конструкции делятся на объемные (О) и плоские (П). Объемные между собой делятся на конструкции, раскрывающиеся на 90о и 180о, которые в свою очередь делятся на простые и сложные. Конструкции и подконструкции, отмеченные знаком «*», названы авторами статьи.

Таблица 2

Основные конструкции для изготовления объемных иллюстраций в технике Pop-up



Следует отметить, что нами сделана попытка представить основные «Pop-up» конструкции в виде систематизированного перечня с подвидами и с учетом сложности. Одному виду конструкции (ступенчатая) и четырем подвидам (комбинированная, простая на основе 2-х складок 45о, простая многоярусная, множественная) мы присвоили названия. Однако понимаем, что работу по систематизации, расширению видов конструкций и уточнению их названий можно продолжить.

Ниже мы представим элементы техники «Pop-up», которые позволяют создать дополнительное конструктивное разнообразие. К ним мы отнесли элементы, которые, являются частью конструкции (спираль, змейка, направляющая скольжения, щелевой элемент, поворотный элемент на основе складки 45о на ступенчатой конструкции, поворотный элемент на основе V-образной конструкции) и не соединенные с конструкцией элементы, но дополняющие иллюстрацию и обеспечивающие игровой момент.

Следует отметить, что многие авторы некоторые элементы (например, спираль, щелевой элемент и др.) относят к конструкциям. Мы считаем, что данные элементы не являются конструкцией, так как они не являются самодостаточными и на них невозможно разместить другие детали.

Таблица 3

Элементы техники «Pop-up», создающие дополнительное конструктивное разнообразие



В результате анализа готовых работ, а также собственного опыта создания объемных иллюстраций, нами были разработаны основные этапы созданияобъемной иллюстрации в технике «Pop-up».

Таблица 4

Основные этапы создания объемной иллюстрации в технике «Pop-up» 

№ п/п

Содержание

1

Замысел. Образ

2

Выбор оптимальных конструкций

3

Выполнение эскиза и стилизации

4

Выбор материалов

5

Моделирование макетным методом и уточнение размеров и количества деталей

6

Создание макета иллюстрации и деталировка

7

Раскрой деталей.

8

Выполнение необходимых изображений на деталях

9

Подготовка деталей к сборке

10

Сборка

11

Декорирование

 

Мы считаем, что предлагаемый нами систематизированный перечень конструкций и элементов «Pop-up» позволяет понять уровень сложности каждой из них и возможность использования в обучении школьников, так как данная техника бесспорно развивает пространственное мышление. Включение данной техники в систему художественного образования соответствует всем образовательным, развивающим и воспитательным задачам изобразительного искусства.

Ниже в таблице 5 представим примеры объектов для практического выполнения разных уровней сложности на примере открыток разных уровней сложности (со спиральным элементом рекомендуем для выполнения в 1-м классе; с простой V-образной конструкцией, на основе ступенчатой конструкции – во 2-м классе); на основе параллельно всплывающей конструкции, на основе усложненной V-образной конструкции – в 3-м классе; на основе параллельно всплывающей конструкции, на основе дуг и нескольких параллельных плоскостей – в 4-м классе).

В рамках проектной деятельности, применяя групповую организацию работы школьников, можно разработать макеты книг.

Таблица 5

Объёмные открытки в технике «Pop-up» для включения в программу по изобразительному искусству

 

Таким образом, в результате исследования нами

– в обобщённом виде представлена информация о создании объемных иллюстраций в технике «Pop-up» как виде художественной обработки бумаги (сведения из истории, материалы и инструменты, основные технологические приемы, перечень основных конструкций, этапы создания объемных иллюстраций);

– выполнена систематизация «Pop-up» конструкций на основе их классификаций: виды и подвиды конструкции; плоские и объемные (раскрывающиеся на 90о и 180о), в том числе простые и сложные конструкции. Также часть ранее названных некоторыми авторами конструкций мы отнесли к группе элементов, создающих дополнительное конструктивное разнообразие (но не являющихся самостоятельными конструкциями);

– на основе классификаций «Pop-up» конструкций мы предлагаем задания на примере создания открыток с учетом разных уровней сложности для включения в систему художественного образования детей и взрослых.

Ссылки на иллюстрации

2.1. Duncan Birmingham. Pop Up a Manual of paper Mechanisms [Электронный ресурс]: книга. - Режим доступа:https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fmobile%2Feme2525%2Fpop-up-a-manual-of-paper-mechanisms-duncan-birmingham-tarquin-books-popup-papercraft-paper-engineering-movable-books-2

2.2. Немзер Н. Без ножниц и клея [Электронный ресурс]: блог - https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fnemzer.machaon.net%2Ftoys%2F124.html

2.3. Гузаиров, Э. Pop Up Books. Трехмерные книги [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-pop-up-books-trehmernye-knigi

2.4. 3d открытки [Электронный ресурс]: магазин. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fru.aliexpress.com%2Fpopular%2F3d-postcards.html

2.5. Энциклопедия Скрапбукинг для начинающих. Автор Сидакова Я. [Электронный ресурс]: 2013-2017. Режим доступа:.[http://yanasidakova.ru/book/]. Проверено 01.05.2017.

2.6. Talya Art. Скрапбукинг декор для дома [Электронный ресурс]: 2013-2017. - Режим доступа:. https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Ftalyaart.blogspot.ru%2F2017%2F02%2Fpop-up-2.html

2.7. Pop-Up books искусство или игра [Электронный ресурс]: 2013-2017. - Режим доступа:. http://www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvo-ili-igra/

2.8. Pop-Up / Поп-ап объемные открытки. [Электронный ресурс]: 2013-2017. - Режим доступа: https://vk.com/pop_up_cards