Полный текст статьи
Печать

Выбрать профессию – одно из самых важных событий человека в своём жизненном и профессиональном самоопределении. Стать волонтером и посвятить свои личностные и профессиональные способности и возможности добровольческому труду – не менее важное звено в этом событийном ряду. Успешное овладение разнообразными видами профессиональной и/или волонтерской деятельности возможно на основании одних и тех же индивидуальных особенностей. Пластичность нервной системы позволяет человеку овладеть многими видами деятельности. С точки зрения их индивидуально-психологических и типологических особенностей, это не означает равенства людей. Индивидуальные различия между всеми людьми очень велики. Любая деятельность предъявляет к человеку набор определённых требований, которые вытекают из её содержания и специфики. Люди, не имеющие предрасположенности к выбранной области деятельности, овладеют ею с трудом, и зачастую показывают плохие результаты, чаще ошибаются в процессе своей работы. В деятельности успешность или не успешность человека обоснована соответствием его индивидуально-типологических особенностей, проявляющихся в частности в его характере. Эти особенности личности оказывают влияние на её профессиональное самоопределение и профессиональное развитие, интеграцию в профессиональную среду, профессиональную самореализацию и адаптацию [1]. Сказанное в полной мере относится и к выбору добровольческой деятельности. При выборе конкретной деятельности и в ходе адаптации велика роль акцентуации характера субъекта этого выбора. Характерологические особенности являются одним из главных личностных факторов профессионального самоопределения. Акцентуацию характера образуют ярко выраженные черты характера. Противопоказанием для отдельных видов деятельности могут, действительно, стать акцентуации личности, но только «могут». Это влияние акцентуаций характера до конца ещё не изучено. Исследователи считают, что относимые к акцентуациям характера характерологические особенности, не препятствуют профессиональному успеху, а наоборот способствуют ему. По их мнению, некоторые акцентуации характера, если они контролируются человеком, и не имею ярко выраженной крайности, и даже могут стать фактором успешности деятельности [2, 3].

Цель нашего исследования – выявить влияние акцентуаций характера на выбор профессии старшими подростками и определить их отношение к добровольческой деятельности волонтеров социальных программ. В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее положение: выбор типа деятельности обусловливается акцентуированными чертами характера. В частности, проверим подлинность высказывания: учащиеся с гипертимным типом акцентуации характера более склонны работать с людьми.

Исследование проходило в три этапа [4]. Первый этап был организован как поисково-подготовительный. Он заключался в теоретическом анализе научной литературы по изучению влияния акцентуации характера на профессиональное самоопределение и отношение к добровольческой деятельности, сформулирована гипотеза, определены объект и предмет работы, поставлены цели и задачи исследования. Второй этап – экспериментальный. Проведена диагностика акцентуаций характера по опроснику "Характер и профессия", автор Г.В. Резапкина. Исследование профессиональных склонностей проводилось по двум методикам: "Определение профессионального типа личности" автор Дж. Холланд и "Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной; метод параметрической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Третий этап - контрольно-обобщающий. Проведен качественный, количественный и корреляционный анализ полученных в ходе диагностики результатов.

Результаты тестирования по опроснику «Характер и профессия» Г.В. Резапкиной представлены на рисунке 1.

I – демонстративный тип; II – тревожный тип; III – эмотивный тип; IV – целеустремлённый тип; V – педантичный тип; VI – гипертимный тип; VII – импульсный тип; VIII – оригинальный тип. 

Для подтверждения гипотезы о том, что учащиеся с гипертимным типом акцентуации характера более склонны работать с людьми, обсудим здесь результаты только по этому типу. Половина учащихся (9 человек) имеют ярко выраженный гипертимный тип акцентуации характера. Отношение к добровольческой деятельности у них у всех одобрительное. Они не выносят однообразную, рутинную работу, но зато способны быть инициаторами различных проектов, эффективно выполнять организационную и информационную работу, могут презентовать товары и услуги. Чтобы быть более успешным в работе им необходимо развивать в себе самоконтроль, ответственность, последовательность и целеустремленность.

Затем проводилось исследование профессиональных склонностей с помощью опросника профессиональных склонностей Л.Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной). Результаты исследования представлены на рисунке 2.

I – склонность к работе с людьми; II – склонность к исследовательской работе; III – склонность к практической деятельности; IV – склонность к эстетическим видам деятельности; V – склонность с экстремальным видам деятельности; VI – склонность к планово-экономическим видам деятельности. 

По этой методике ровно у половины обследованных наблюдается ярко выраженные коммуникативные интересы и способности. Предметом их интереса являются сообщества, социальные системы, разновозрастные коммуникативные контакты, разные направления профессионального и волонтерского взаимодействия в сообществе людей, могут успешно управлять, обучать, воспитывать, оказывать психолого-педагогическую поддержку, оказывать бытовое, медицинское, справочно-информационное обслуживание. Они терпеливы, общительны, способны найти компромисс, обладают высоким уровнем эмпатии, гуманности, активности, позитивной социальной направленности.

Третьим по плану был проведен опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

С – социальный тип; Р – реалистический тип; И – интеллектуальный тип; О – офисный тип; П – предпринимательский тип; А – артистический тип. 

Результаты данной методики подтвердили, что эта же половина обследованных относится к социальному типу. Социальный тип профессиональных предпочтений выявлен у учащихся, которые склонны именно к работе с людьми. И, поскольку забота о материальном благополучии не занимает первые места в ценностных отношениях, все они готовы посвятить свою жизнь добровольческой деятельности.

Таким образом, что гипертимный тип акцентуации характера влияет на отношение к добровольческой деятельности. Для математического доказательства воспользуемся корреляционным анализом. Среди результатов есть преобладающие типы, 50 % учащихся или 9 человек обладают ярко выраженным гипертимным типом акцентуации характера, имеют склонность к работе с людьми, выбирают социальный тип профессиональных предпочтений и положительно относятся к добровольческой деятельности.

Проверим, насколько учащиеся с ярко выраженным гипертимным типом акцентуации характера имеют склонность к работе с людьми, и для этого выполним расчет коэффициента корреляции Спирмена, результаты представлены на рисунке 4.

Гипотезы:

H0: Рaнговая корреляция между покaзaтелями aкцентуaции хaрaктерa и покaзaтелями профессионального самоопределения не отличаются от нуля.

H1: Рaнговая корреляция между показателями акцентуации характера и показателями профессионального самоопределения статистически значимо отличаются от нуля.

 

Эмпирическое значение критерия расположено в зоне значимости. Следовательно Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима и отличается от нуля.

Таким образом, принимается . Можно сделать вывод, что учащиеся с гипертимным типом склонны работать с людьми. Гипотеза исследования подтвердилась, выявлена взаимосвязь между одним из типов акцентуации характера и определённой склонностью при выборе профессиональной и/или волонтерской деятельности.