Полный текст статьи
Печать

Психологическая защита - это система гомеостаза личности, обеспечивающая ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сохранение психологического комфорта.

Применение психологической защиты в проблемной ситуации позволяет преодолеть эмоциональное напряжение, предупредить дезорганизацию поведения, адаптироваться к новым социально-психологическим условиям, но в то же время привести к личностной стагнации, состоянию перманентного конфликта, дезорганизации поведения, поэтому различают ее деструктивные и конструктивные формы.

Психологическая защита личности обеспечивается действием защитных механизмов и стратегий копинг-поведения. Защитные механизмы включаются, преимущественно, бессознательно, обеспечивают восстановление стабильного эмоционального состояния в проблемной ситуации. Стратегии копинг-поведения представляют собой сознательные и целенаправленные действия по разрешению трудностей. Вместе они представляют собой взаимосвязанные друг с другом, пассивные и активные формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации [1, 2].

Анализ научных исследований позволил определить, что психологическая защита является конструктивной, если ее проявления представлены разнообразными механизмами и стратегиями; базируются на деятельности психических процессов мышления и воображения; осознаны; соответствуют общественным ожиданиям и правилам; контролируются рефлексией; обеспечивают внешнюю социально-психологическую адаптированность и удовлетворительное решение индивидом жизненных задач.

Применение метода моделирования позволило выявить три уровня конструктивной психологической защиты:

  • Стихийный - спонтанное проявление психологической защиты личности в проблемной ситуации.
  • · Эмпирический – характеризуется проявлением самоконтроля в защитных проявлениях личности на основе самопознания и саморазвития.
  • Теоретический – предполагает целенаправленной и осознанное применение способов психологической защиты в проблемных ситуациях на основе рефлексии и психологических знаний (предполагает профессиональое взаимодействие с людьми).

Переход на новый уровень функционирования психологической защиты связан с процессами личностного и профессионального роста, может быть спонтанным, а также специально организованным.

Становление знаний, умений и профессиональных действий в процессе вузовского обучения включает несколько этапов, определяемых динамикой реализации образовательных программ и формирования социокультурных компетенций студентов.

Включение студента в процесс профессионального обучения приводит к осознанию недостаточной неэффективности усвоенных в школе форм учебной деятельности в ситуации вузовского обучения. При устойчивой трансляции школьного опыта студент достигает необходимых учебных результатов путем большого напряжения своих энергетических возможностей [3, 4, 5, 6, 7].

Содержание профессионального обучения студента второго курса требует разработки и реализации новых форм и технологий учебно-познавательной деятельности, что обеспечит успех в обучении на третьем курсе.

Содержание профессионального обучения студентов четвертого курса характеризуется изменением направленности учебной деятельности: из академической она становится учебно-профессиональной. Это фиксируется в ходе производственной практики, в рамках которой студенты сталкиваются не с учебно-познавательными, а с трудовыми задачами, необходимостью проявления профессиональной идентичности.

Таким образом, первый и четвертый курсы вузовского обучения являются наиболее кризисными в развитии личности студента. Противоречие первого года обучения заключается в реорганизации и оптимизации способов учебной деятельности. Трудности четвертого курса обусловлены необходимостью, перенести, имеющиеся в арсенале личного опыта студента учебные действия, в реальную ситуацию профессиональной деятельности. Следовательно, для студентов-волонтеров первого и четвертого курса формирование конструктивных способов психологической защиты является наиболее актуальным. Поэтому была разработана программа формирования конструктивной психологической защиты.

Программа формирования конструктивной психологической защиты была реализована в рамках курса по выбору «Психологическая защита личности». Курс был проведен в группах студентов-волонтеров 1 и 4 курса факультета психологии.

Содержание курса содержит три блока: диагностический, теоретический и технологический.

Первый блок – диагностический представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и рефлексию студентами отдельных сторон своей личности.

Реализация диагностического блока проводилась в ходе курса дважды: входной и выходной контроль элементов системы психологической защиты студентов-волонтеров психологов.

Были использованы методики:

  • · опросник Плутчика-Келермана-Конте - определение общей напряженности механизмов психологической защиты;
  • · индикатор копинг-стратегий Д.Амирхана - оценка внешних действий по преодолению трудностей;
  • · личностный дифференциал - уровень самооценки, самоконтроля, активности как показателей эффективности функционирования психологической защиты.

  После проведения психодиагностического обследования студенты были ознакомлены с его результатами, обсуждались общие тенденции и рекомендации по выбору конструктивных способов защиты и копинг-поведения в трудных ситуациях.

Во втором, теоретическом блоке, изучались научные подходы к исследованию проблемы психологической защиты, в рамках которых формируется представление о данном феномене как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала [8, 9, 10].

Были использованы следующие формы взаимодействия со студентами: лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации, групповые консультации.

Целью изучения темы «Введение в теорию психологической защиты» являлось развитие теоретических представлений студентов-волонтеров о феномене психологической защиты.

В рамках темы раскрывалась информация по истории исследования психологической защиты, современные представления о психологической защите в отечественной и зарубежной психологии.

Программа формирования конструктивной психологической защиты студентов-волонтеров 1 курса факультета психологии осуществлялась в процессе реализации курса по выбору. Обсудим произошедшие изменения системы психологической защиты первокурсников, представленные на рисунке 1. 

Рис. 1. Распределение механизмов психологической защиты в ЭГ-1 студентов-волонтеров – психологов 1 курса 

Согласно среднегрупповому профилю студентов-волонтеров первого курса в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения напряженности всех механизмов психологической защиты. Наибольшие эмпирические изменения произошли в частоте использования механизмов «вытеснение» (Δ-15%), «отрицание» (Δ-14%), «проекция» (Δ-12%). Названные механизмы относятся к группе примитивных, поэтому снижение напряженности их функционирования указывает на применение высших психических процессов мышления и воображения для анализа проблемной ситуации.

Напряженность зрелых механизмов психологической защиты «компенсация» (Δ-6%), «гиперкомпенсация» (Δ-3%), «рационализация» (Δ-1%) возросла, но менее интенсивно.

Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по формированию конструктивных способов психологической защиты студентов-волонтеров проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона. Выявлены статистически значимые изменения в применении механизмов психологической защиты: вытеснение, регрессия, отрицание, компенсация, гиперкомпенсация (табл.1).

Таблица 1

Эмпирические значения критерия Вилкоксона, при сопоставлении напряженности механизмов психологической защиты студентов-волонтеров 1 курса до и после формирующего взаимодействия 

Механизмы психологической защиты

Вытеснение

Регрессия

Замещение

Отрицание

Проекция

Компенсация

Гиперкомпенсация

Рационализация

ОНПЗ

Т эмп.

9,5*

8*

26

15,5

41,5

18

21

34,5

36,5

Примечание: 1,11 – критическое значение на уровне значимости 0,05
1,11* - критическое значение на уровне значимости 0,01
Т эмп. - эмпирическое значение критерия Вилкоксона
ОНПЗ – общая напряженность психологических защит 

Напряженность примитивного механизма защиты «вытеснение» студентов-волонтеров первого курса достоверно уменьшилась, что указывает на снижение склонности забывать, удалять из сферы сознания тревожную информацию.

По снижению напряженности функционирования примитивного механизма «регрессия» можно судить о менее частом употреблении инфантильных форм поведения в разрешении трудностей.

Напряженность механизмов «замещение», «проекция» статистически значимо не изменилась, возможно это связано с возрастными особенностями студентов-волонтеров и профилем их обучения, и подтверждается в литературных источниках, других научных исследованиях.

Напряженность функционирования механизма «отрицание» снизилась, и вызвала уменьшение направленности к неприятию, игнорированию трудностей.

Увеличение напряженности применения механизмов «компенсация», «гиперкомпенсация» говорит о усилении когнитивного анализа трудностей, поиске возможных вариантов их преодоления.

Статистически значимых изменений в общей напряженности психологической защиты не выявлено. Следовательно, средняя интенсивность функционирования механизмов защиты осталась на прежнем, высоком уровне. Снижение частоты использования примитивных механизмов, и возрастание напряженности зрелых позволяет утверждать о эффективном влиянии произведенных в эксперименте воздействий на систему психологической защиты личности студентов-волонтеров.