Полный текст статьи
Печать

Под спецификой психограммы волонтера русскоязычных программ, составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки волонтеров русскоязычных программ, мы понимаем выявление профессионально важных качеств (ПВК), поддающихся развитию в ходе овладения профессиональным мастерством волонтера русскоязычных программ [1, 2, 3].

В отличие от профессиограммы, вообще, и психограммы, в частности, в модели волонтера русскоязычных программ все основные характеристики представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в идее многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.

Модель формирования ПВК волонтеров русскоязычных программ содержит психологические качества, являющиеся объектом формирования, состояние которых оценивается через систему уровней: желаемого, приемлемого, критического и недопустимого. Желаемый уровень характеризуется высокой степенью сформированности ПВК по всем компонентам: эмоциональному, коммуникативному, гностическому, мотивационному, практическому и рефлексивному. Это эталонный уровень, стремление к которому максимально способствует формированию личности профессионала волонтера русскоязычных программ. Приемлемый уровень предполагает достаточную степень сформированности ПВК, для соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе. Данный уровень, тем не менее, требует дальнейшей проработки психологических качеств, поскольку предполагает дальнейшее совершенствование в успешном осуществлении профессиональных обязанностей. Критический уровень указывает на недостаточную сформированность ПВК личности, что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Недопустимый уровень характеризует слабую сформированность качеств, что существенно затрудняет выполнение профессиональных задач, более того, может пагубно сказаться на их эффективности.

Интегративность компонентов на каждом из уровней состоит в том, что проявление одних качеств на высоком уровне способствует росту уровневых показателей других качеств, благодаря единству взаимосвязей в системе ПВК волонтеров русскоязычных программ. Мониторинг уровневых показателей ПВК позволяет студенту определить направления своего развития в процессе работы над собой.

Генетический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ

Цель: Исследовать происхождение модели, процесс ее формирования и развития.

Сказанное является основанием для построения системы ПВК волонтеров русскоязычных программ в соответствии с шестикомпонентной структурой социально-психологической установки. Была разработана модель профессионально важных качеств с опорой на структуру социально-психологической установки (Э.С. Чугунова и Д.Н. Багжюнене). Согласно этому подходу, ПВК распределяются на компоненты: эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивационный, практический, рефлексивный. Эти компоненты соответствуют названиям компонентов структуры социальных установок. С опорой на это разделение нами осуществлен морфологический аспект анализа исследуемой проблемы [4, 5].

Морфологический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ.

Цель: выделить элементы модели, дать им характеристику.

В первый блок, связанный с эмоциональным компонентом структуры установок, входят следующие качества: эмпатия, эмоциональная устойчивость и толерантность.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

В профессиональном взаимодействии волонтера русскоязычных программ эмпатия должна сопровождаться развитой рефлексией, поскольку эмпатии свойственны замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабая чувствительность к различению собственных чувств и чувств другого человека, тенденция к слиянию с эмоциональным состоянием другого и, как следствие, высокий риск эмоционального выгорания.

Эмоциональная устойчивость в деятельности волонтера русскоязычных программ имеет весьма важное значение, что объясняется повышенными эмоциональными нагрузками при взаимодействии с людьми, испытывающими дефицит общения, внимания и, чаще всего, страдающими соматическими заболеваниями.

Во второй блок, связанный с коммуникативным компонентом структуры установок на деятельность волонтера русскоязычных программ, входят следующие качества: коммуникативность, лидерство.

В третий блок, связанный с гностическим компонентом структуры установок, входят: знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, креативность, способность к творческому применению профессионального опыта, эрудированность.

Знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ составляют основу компетентности волонтера, определяют качественный уровень оказываемого им сопровождения.

Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. При взаимодействии с людьми в условиях сопроводительного процесса волонтеру необходимо быстро ориентироваться в ситуации, проявлять гибкость, находить варианты решений в ситуациях неопределенности.

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.

Способность к творческому применению профессионального опыта – в условиях монотонности режима проживания людей, например, в геронтологическом центре – это профессионально важное качество волонтера, наряду с креативностью, особенно актуально [6]. С одной стороны, излишнее разнообразие новых или необычных впечатлений может вызвать утомление у людей, с другой, адекватная мера проявления изобретательности и находчивости, необычности решений вносит оживление в их рутинные, однообразные будни.

В четвертый блок, связанный с мотивационным компонентом структуры установок, входят: мотивация и направленность на психологическую работу с людьми, оптимистичность, гуманность, работоспособность, энергичность.

Мотивация и направленность – у волонтера русскоязычных программ должен быть интерес к работе с людьми разного возраста, в том числе психологической, различные аспекты этой деятельности, уважение к разным людям, должны быть включены в систему его идеалов, ценностей и убеждений. Например, «работая волонтером людьми, я делаю важное дело», «людям, особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации необходима помощь» и т.д.

Оптимистичность – люди, переживая экзистенциальный кризис, страх смерти, могут утрачивать веру в благоприятные обстоятельства, собственные силы, усилия врачей, психологов и т.д. Именно поэтому оптимистичность выступает в ряду основных ПВК волонтера.

Работоспособность - сниженный энергетический фон, высокая утомляемость людей может вызывать ответное утомление у работающего персонала, в связи с чем, требует высокого уровня работоспособности и энергичности волонтера.

В пятый блок, связанный с практическим компонентом структуры установок, входят следующие качества: организованность, ответственность, инициативность, самостоятельность принятия решений.

Организованность – деятельность волонтера разнообразна и многоаспектна, что требует проявления организованности в процессе постановки задач, планирования действий и упорядочения их выполнения.

Инициативность — способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Самостоятельность принятия решений – ввиду относительно частых ситуаций неопределенности, отсутствия готовых инструкций «на все случаи», возможные во взаимодействии, деятельность волонтера русскоязычных программ требует от него творческого подхода и самостоятельности при принятии решений.

В шестой блок, связанный с рефлексивным компонентом структуры установок, входят: способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность и искренность.

Способность к саморегуляции – одно из важнейших ПВК волонтера русскоязычных программ, ввиду насыщенности его деятельности психологически и эмоционально сложными ситуациями и состояниями.

Способность к адекватной самооценке – рефлексия собственных состояний и адекватная их оценка позволяет волонтеру поддерживать контакт с собой, более успешно регулировать собственное поведение, вовремя замечать деструктивные состояния и принимать меры.

Честность и искренность – являясь условием успешности прямой коммуникации с людьми, проявление честности и искренности требует от личности усилий в области рефлексии и саморегуляции.

Таким образом, генетически проблема формирования инвариантных профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ связана с принципами детерминизма, развития, единства сознания и деятельности и др. Общефилософскую основу его составляет принцип системности, в содержание которого входят философские представления о целостности объектов и явлений, взаимодействии системы со средой, общих закономерностях функционирования и развития систем, структурированности каждого системного объекта, активном характере живых социальных систем.