Полный текст статьи
Печать

В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. Одной из важнейших характеристик рынка является возможность профильного трудоустройства молодых талантов. Для государства процент трудоустроенных по специальности отражает эффективность расходов на систему образования, для вузов – востребованность знаний и навыков выпускников, для работодателей – актуальность их предложения для молодежи и дополнительные резервы рынка. Как показало исследование, доля трудоустроенных по специальности заметно растет с возрастом ориентировочно до 24 лет (средний возраст выпускников магистратуры). Доля неработающих среди молодежи, напротив, пропорционально снижается. Количество работающих не по специальности в среднем постоянно для всех возрастных категорий (см. рис. 1). [1]

По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов. [2]

Удовлетворенность профессиональным делом важна не только потому что она способствует увеличению качества труда, но и повышает общий уровень жизни населения. Удовлетворенность трудом рассматривается как психическое состояние работника, отражающее его трудовую мотивацию, потребности и ожидания относительно работы.

Многие молодые работники, на наш взгляд, находятся в ситуации профессиональной депривации [7]. Они понимают, что:

1) лишены возможности устроиться на работу по освоенной ими профессии (в силу невостребованности [8] специалистов их профессионального уровня);

2) даже если они устроятся на работу по освоенной профессии, то будут лишены возможности в ближайшее время удовлетворять свои значимые потребности, владеть определенными ценностями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям молодых сотрудников можно рассматривать как психическое состояние, обусловленное осознанием расхождения представлений о профессии и реальностью профессиональной деятельности, и чем больше это расхождение, тем выше уровень профессиональной депривации. 

Рисунок 1

Согласно определению, данному Чуркиным С.Д., Профессиональная депривация - психическое состояние, обусловленное расхождением профессиональных ожиданий субъекта и возможности их реализации в осуществляемой им профессиональной деятельности [8].

Мы предполагаем, что одной из основных причин несоответствия профессиональной деятельности является неправильно организованная профессионально-ориентационная работа во время обучения в школе, существующая в обществе шкала престижности некоторых профессий, навязывание родителями или близкими той или иной профессии.

С целью выявления наличия данной проблемы нами было проведено специальное исследование, в ходе которого были выявлено процентное соотношение количества работников, удовлетворенных своей профессией. В качестве испытуемых выступили 35 молодых работников разных сфер деятельности. Для этого был разработан и проведен опрос, который содержал следующие вопросы:

1. Работаете ли Вы по специальности?

Варианты ответов:

«да»,

«нет»

2. Всегда ли Вы хотели работать в сфере, в которой трудоустроены в данное время?

Варианты ответов:

«да»,

«нет»,

«возможно»

3. Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Варианты ответов:

«уровень оплаты труда»,

«занятие любимым делом»,

«безысходность»,

«заинтересованность делом и удовлетворенность всеми условиями»)

4. Совпали ли Ваши ожидания о будущей работе с действительностью?

Варианты ответов:

«да»,

«нет»

5. Какой процент Ваших ожиданий от профессиональной деятельности совпал с реальностью?

Варианты ответов:

90-100%

70-89%

40-69%

Менее 39%

6. Удовлетворены ли Вы своей работой?

Варианты ответов:

«да»,

«нет»,

«не совсем»

7. Какие советы для выбора профессии Вы можете дать студентам и выпускникам ВУЗов?

Согласно диаграммам ответов опроса, изображенных на рисунках 2-7, большая часть опрошенных удовлетворена своей работой. Почти половина опрошенных утверждает, что ожидания о профессиональной деятельности не совпали с действительностью или совпало менее 69% ожиданий, что подтверждает факт наличия проблемы несоответствия ожиданий от профессиональной деятельности и реальностью. Радует тот факт, что 77,2% опрошенных ответили, что выбрали профессию, так как это является их любимым делом или из-за заинтересованности, удовлетворенности условиями. Меньше трети участников работают в той сфере, в которой всегда хотели работать. И, наконец, всего 60% опрошенных работают по специальности.

Из результатов опроса можно сделать следующие выводы:

8. Молодые специалисты часто сталкиваются с проблемой несоответствия ожиданий и действительности профессиональной деятельности, что ведет к выбору профессии не по специальности.

9. Большинство опрошенных в качестве совета выбора профессии студентам и выпускникам ВУЗов ответили: «ищите профессию по душе», «делайте то, что Вам нравится», «не позволяйте родителям и близким делать за Вас выбор».

 Таким образом, мы предполагаем, что одной из основных причин удовлетворенности профессиональным делом является неправильно организованная профессионально-ориентационная работа во время обучения в школе, существующая в обществе шкала престижности некоторых профессий, навязывание родителями или близкими той или иной профессии.