Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе[1].
С целью повышения мотивации учебной деятельности у студентов, преподаватели ставят студентам задачу по формированию и активизации выполнения самостоятельной работы[1]. Очень важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией, применять добытые знания в ходе решения разных проблем; взаимодействовать с преподавателем по значимым и сложным вопросам усваемого учебного курса; возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новой позиции[2]. Таким образом, можно предположить, что, обучаясь в различных образовательных средах, студенты имеют сходные задачи развития, которые влияют на мотивацию их учебной деятельности.
Тестирование студентов проводилось по методике А.А.Реан и В.А.Якунин в модификации Н.Ц.Бадмаевой[2] с целью изучения мотивации в учебной деятельности. В исследовании участвовали 20 студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, из них: Автодорожный факультет 2 курс, 6 студентов и Педагогический институт 1 курс, 14 студентов.
Анализ результатов приведен в таблице:
Название Инстит., факульт. |
Коммуник. мотивы |
Мотивы избегания |
Мотивы престижа |
Професс. мотивы |
Мотивы творчес. самореал. |
Учебно-познавательные мотивы |
Социальные мотивы |
Педагогический институт |
38% |
29% |
36% |
47% |
48% |
30% |
34% |
Автодорожный факультет |
28% |
28% |
26% |
28% |
27% |
31% |
28% |
Таблица (1)
В Педагогическом институте больше гуманитарии, а в Автодорожном факультете это связано с инженерно-техническим обучением студентов, анализ мотивов показал:
В основе мотивации учебной деятельности у студентов Педагогического института шкала превышает мотивы, так как преподаватели формируют профессиональную компетентность у студентов в процессе волонтерской деятельности, студенты проводят логопедические работы с детьми. Поэтому студенты овладеют научным мировоззрением, толерантностью, логикой и культурой мышления речи так и профессиональными компетенциями, так как они будущие логопеды, студенты будут оказывать консультативную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Студенты Автодорожного факультета получают знания и навыки по изучению транспорта, деталей автомобиля и их технологии. Возможно из-за этого анализ тестирования показала наименьшие результаты у студентов. Но можно предположить, что у студентов Автодорожного факультета быстрее сформируется профессиональная деятельность, так как, выпустившись они станут профессионалами своего дела, то есть педагогами, инструкторами и квалифицированными инженерами.
У студентов в большей степени выражены наличия большой социальной желательности и желания быть в обществе, заводить знакомства и общаться с интересными людьми. По результатом видно, что у студентов профессиональная направленность выражена одинаково. Значит студентам нравится выбранная профессия. У них есть желания быть выпущенными квалифицированными специалистами, и очень хорошо выражена профессиональная направленность. У студентов есть сильное желание иметь знания, которые относятся к сфере будущей профессиональной деятельности. Анализ социальные мотивы преобладают обе группы. Это отражает намерения студентов выполнять их, что говорит о большей перспективе развития личности. А также говорит о том, что студенты напрямую связывают успехи в учебе с успешной реализацией себя в будущей профессии.
Вывод
Необходимо работать с каждым студентом по отдельности, учиться находить к каждому подход. Помимо этого, надо дать больше возможности интегрироваться в практическую деятельность, давать больше самостоятельной работы. Непосредственное включение в будущую профессиональную деятельность позволит успешно решить задачи мотивации профессионального развития на данном возрастном этапе. Надо предоставить студентам возможность как можно больше практическую деятельность, например участие в тренинговых группах. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а затем чтобы стать хорошим специалистом и мастером своего дела. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей профессии. Стимулирование на результат, а не на оценку. Тут студента необходимо заинтересовать предметом, проводить какие-либо практические, творческие занятия для него. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если их заинтересовать предметом. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения, публичная похвала. Э