Основными факторами длительного бега в манеже, отрицательно влияющими на состояние осанки юных легкоатлетов, являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других, высокая неравномерная нагрузка на позвоночный столб при скоростном беге с сильным прогибанием по виражу. Не своевременное применение корректирующих упражнений в методике тренировки приводит к травматизму: сдавливанию межпозвоночных дисков, деформации позвоночника, растяжению и разрыву связок, ущемлению нервных корешков, излишней подвижности суставов, перегрузки опорно-двигательного аппарата[1]. и др.
Неравномерная нагрузка в беге по кругу манежа может вызвать нарушение осанки и асимметрию развития физических качеств в растущем организме.
Влияние круглогодичной тренировки легкой атлетикой зимой в манежах; летом на стадионах изучено недостаточно[3].
Возможно ли научить юных легкоатлетов тренироваться без травм при длительном беге по виражу манежа?
Да, возможно, если научить их психосоматическим упражнениям т.е. к умениям направлять мыслительную деятельность на внутреннее созерцание телесной активности, с помощью перцепции чувствительно-двигательной реакции при локомоциях, изменениях позы, осанки в пространстве.
Любой человек может сознательно скорректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться:
- если сумеет сосредоточить внимание к собственным ощущениям при обычном движении и покое в естественных и затрудненных условиях,
-если сумеет проследить за тонусом, напряженностью и расслабленностью собственных мышц, то сможет обнаружить изменения в осанке.
Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний[2].
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Строго говоря, психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной - это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни. Отсюда многообразие методов и техник, позволяющих работать с человеком целостно [1].
Сам термин соматика (somatics) происходит от греч. "somaticos". "Сома" означает — живое тело, т.е. имеется ввиду живая, осознающая своё тело, личность[4].
Ключевой идеей данной концепции является утверждение о том, что ни тело, ни разум не отделимы друг от друга и, представляя собой единое целое, являются частью жизненного процесса.
Многие из подходов в области соматикс обращены к проблеме разделённости сознания и тела, свойственной для западной культуры, и интеграция тела и сознания выступает как одна из общих задач. Свобода от ограничений как физических, так и ментальных, чтобы достичь успешного функционирования и процветания, всей полноты потенциала индивидуума, его саморегуляции и независимости внутри окружающей его среды — ещё одна цель[4].
Фундаментальным принципом является то, что способность человека расти, развиваться и изменяться сохраняется возможной в любом возрасте.
Цель исследования - Выявление нарушения осанки юных легкоатлетов при длительном беге по кругу в манежах. Разработка методики тренировки направленную на профилактику нарушения осанки для юных легкоатлетов.
Бег по виражу вначале провоцирует симметричное дистоническое излишнее напряжение всех мышц конечностей и туловища. При длительных беговых тренировках с наклоном происходит привыкание т.е. тело находит удобную малозатратную осанку с напряжением мышц туловища одной внешней половины тела относительно поворота с последующими морфофункциональными изменениями.
Легкоатлеты длительно занимающееся в манежах настолько привыкают к своей измененной осанке и пластике, что не замечают у себя никаких отклонений от нормы. Продолжение тренировок с нарушенной осанкой и техникой бега не только останавливает рост результатов, но и приводит к хронической травматизации опорно-двигательного аппарата.
Для профилактики нарушений осанки легкоатлетов необходимо своевременное проведение специального диагностического тестирования с убеждением неадекватности напряжения отдельных мышц и научить избавляться от них с помощью упражнений укрепляющих слабо развитых групп мышц.
Необходимо выбирать время и место занятий, где будет меньше неожиданных препятствий мешающих сосредоточится.
Во время бега по виражу думать о наклоне всего тела и головы соответственно скорости и крутизну поворота ощущая степень напряженности мышц шеи и туловища со всех сторон, попеременную и перекрестную синхронность опорно-маховых движений верхних и нижних конечностей. Подбирать оптимальный ритм бега с учетом степени натянутости и расслабленности всех сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.
На уровне бессознательного человек неосознанно выбирает привычное движение и не может представить себе что подобное действие можно осуществить по другому сознательно меняя распределение мышечных напряжений в теле.
Практически все двигательные умения, навыки, привычки в любом виде физической работы и творчества: будь то рукоделие, игра на музыкальном инструменте, вождение автомобиля, спорт приобретаются обдуманно по запланированному заранее двигательному действию, с целью достижения мастерства выполняемого действия без слежения внутренней палитры мышечных ощущений.
При соматическом подходе на начальном этапе трудно выполнять отдельные движения, после запоминания двигательных навыков совместно с мышечными ощущениями становится возможным выполнение обдуманных движений, затем навык постепенно входит в плоть превращаясь в витальную потребность[4].
Научившись конструированию собственного тела легкоатлет сможет самостоятельно предупредить спортивные травмы, избавиться от нарушений осанки, выработать эффективную технику бега, улучшить функциональные возможности организма и достигать наилучшего результата
Активация сенсомоторной функции коры головного мозга с помощью соматического обучения в настоящее время широко применяется в медицине западных стран.
Чудесное исцеление пациентов с различными психосоматическими заболевание в результате познавательных телесно ориентированных самостоятельных умственных упражнений остается малоизученным.
Фредерик Матиас Александер, австралийский «отец» техники Александера, был первым, кто вычленил соматическое обучение из мира шаманских мистерий и представил его в виде доказуемой, практичной техники.
С 1904 по 1955 гг. Александер детально разработал свою технику внутреннего самообучения при помощи открытий, которые он сделал в самом себе в процессе постоянного стремления изменить собственную осанку.
Философ Джон Дьюи признал и воздал хвалу достижению Александера как важнейшему событию.
Независимо от работы Александера учителем физической культуры из Берлина Эльзой Гиндлер был разработан другой подход к соматическому обучению. Гиндлер проводя занятия по гимнастике (Gymnastik), предлагала своим ученикам концентрироваться на ощущениях внутри собственного тела во время выполнения различных движений.
Начиная с 1930-х гг. учение Гиндлер распространилось из Берлина по всей Европе и США через выдающуюся работу Шарлотты Селвер, Каролы Спидс и Ильзы Миттендорф[3].
Эти пионеры соматического обучения преподавали методы обретения
большего сознательного контроля над своими физиологическими процессами при помощи сенсомоторного обучения.
Еще одна Александер - Герда появилась в Копенгагене она обучала учеников мастерству проприоцепции — сенсорная осознанность стала для них почти самоцелью. Целью здесь было — познать себя, а сенсорное познание приводило не только к грации, координации и хорошей осанке, но также к спокойствию и размеренной жизни духа при этом часто происходили «необычайные исцеления» и телесные трансформации.
Израильтянин Моше Фельденкрайз разработал свои знаменитые упражнения «Осознавания через движение», следуя формату активного сенсорного изучения.
Соматика Томаса Ханны основана на теории связи психосоматической патологии людей с сенсоматорной амнезией т.е. утратой сенсомоторной функции нейронов коры головного мозга в связи с отсутствием внимания к сенсорной информации и автоматического переключения функции управления телесного движения на подкорковые центры.
Львиная доля жалоб всех пациентов современности связаны с нервно-мышечными расстройствами которые не лечатся лекарствами, от них можно исцелится лишь переобучением коры головного мозга, отвечающей за сознательные чувствительно-двигательные функции.
В отечественной медицине нет подобных разработок, кроме работ врача Дедюкина Семена Семеновича об оздоровительной системе «Бодолонуу» [2] основанный на особенности перцепционного сознания предков Саха.