Полный текст статьи
Печать

Постановка проблемы. Термин «ситуация» активно вошел в те науки, где человек и его поведение выступают предметом их изучения. Можно выделить такие науки как педагогика, психология, социальная педагогика и психология, клиническая психология, педагогическая и возрастная психология, психолингвистика, интеракционизм, юриспруденция и др. Но, несмотря на то, что термин «ситуация» довольно часто используется, нет единого, четкого подхода к трактованию.

Обсуждение. Иногда в научных исследованиях психологии и педагогики понятие «ситуация» употребляется как синоним к понятию «среда», но необходимо различать эти понятия с позиции их значения. Эти термины не являются тождественными и взаимозаменяемыми. Осухова Н.Г. определяет понятие «среда» как комплекс внешних по отношению к человеку условий, а «ситуация» всегда включает в себя человека. И как аргумент приводит сравнение видов ситуаций с разновидностями среды (социальной, этнической, географической и др.) [1, с.6].

К характеристикам среды относят устойчивость, длительность воздействия, стабильность, а ситуацию с того, что она кратковременна. по отношению к всегда внесубъектна, а субъектна, так как она всегда к кому-то относится «чья-то». соотношения понятий «среда» и «ситуация» дать определение понятию «среда».

Будем исходить из того, что в психологии определяется как пространственно-временной конструкт. ситуация собой совокупность среды или фрагментом на определенном этапе человека (Д. Магнуссон, А. Фернхем, В. и др.).  Данный несколько роль человека в ситуации. Так Д. в классификации выделяет пять ситуации – это стимулы, эпизоды,  физические, и параметры ситуации, окружение, среда. выступают объекты и внешней среды. Под подразумеваются события из жизни человека, как причины, так и следствия. ситуации определяются условиями среды. рассматривается как понятие, а среда как переменная внешнего мира. Данный наглядно демонстрирует к лишь с стороны.

            Необходимо отметить, что все большую популярность в кругах другой (Я. Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). В их приведены доказательства, что является активной составляющей жизненной ситуации. Следовательно, выступает как результат активного личности и среды.

            В ситуации выделять объективные и элементы. Так элементы – это ее временные и параметры, к элементам взаимоотношения между индивидуумами, климат в группе, нормы, стереотипы и индивидуально-типологические личности.

Жизненные ситуации подразделять на устоявшиеся, нормальными и трудные, т.е. проблемные. возникновения ситуаций быть нарушение жизни индивидуума, из-за чего он не решить ту или иную проблему с привычных схем и при этом, жизненной трудности как в действиях личности, так и во влиянии окружающей [1, с. 10].

Признаками, свидетельствующими о трудной ситуации, выступают нарушение привычного поведения и деятельности; также перспектив событий и, же, возникновение новой требований к субъекту, стрессовых у человека.

Значит, личность не полноценно в ситуации, чего, ей изменять свое поведение, а это от повышенной социальной при стратегии, и деятельности, направленной на желаемого результата. сделать выбор, создает в ситуации, выражается в противоречии между интересами субъекта, а между его и других людей. жизненную принято как ситуацию социальной нестабильности, ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и [2, с. 109].

В жизненной ситуации переплетаться факторов:

- поведенческий (отсутствие моделей поведения);

-когнитивный (свидетельствует о знаний, умений, для нормальной жизнедеятельности);

-витальный (субъективное невозможности в условиях);

-экзистенциальный (ревизия ценностных и образа «Я»);  

-вероятностно-прогностический (оценка ситуации трудности до ее как минимальной).

Выводы. жизненная ситуация зачастую с диаметрально направлениями – это или неуспешность. может сформированная активная позиция человека, может о его социальной ответственности, так и по содержанию, – это пассивная, или позиция.