Система образования предъявляет необходимость формирования конкурентоспособных качеств, а также напротив тому – сотруднических способностей у обучающихся. Для того чтобы данные качества были заложены у обучающихся с малых лет, в системе образования используются игровые методы обучения. Условия успешного развития игровых методов в сфере образования является потенциалом широкого прогресса для развития общества в целом, так как игровой метод пробуждает интерес в обучение.
В настоящее время система образования РФ предъявляет необходимость конкурентоспособных граждан, которые должны иметь способность быть выделенным среди других, а также работать сообща в коллективе, для достижения наивысших высот общего дела. Основные подходы в их реализации в школьном возрасте можно формировать с помощью игровых технологий. В современном обществе сотрудничество и конкуренция являются основным введением в их самосовершенствовании. Детям интереснее вникать в суть работы с помощью игр, которые более плавно воспроизведут толчок на внутренний мир ребенка, на его сознание, на душевные качества. Именно эти чувства, которые воссоздаются у них с помощью игровых методов, рождает стратегические способности, поиск новых форм и приемов.
Воспитательный процесс начинается с появлением ребенка на свет. Оплот заложенных качеств формируется в ребенке родителями. Кроме того, принципиально сказывается на личность и образовательный процесс, который в свою очередь направлен на развитие и воспитание личности обучающегося. Готовность к новшествам мира, готовность стать лидером и нести за свой выбор, ответственность, олицетворяет единый воспитательный процесс. В образовательном мире основное внимание заложено в детях, в их личностном росте. Определенные изменения происходят не только путем индивидуальных способностей, но и путем совместных работ и концептуальных методов к построению комплексных подходов развития.
Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга, переходит в сотворчество, готовит к самостоятельной деятельности, самореализации [3 c. 73].
Конкурентоспособность – способность человека (специалиста) доказать свою компетентность, выиграть соперничество на рынке труда; способность общеобразовательных учреждений доказать свою состоятельность, привлекательность на рынке образовательных услуг [3. с.148].
Эффективность моделирования организации учебной деятельности учителя, обеспечивает его компетентность в решении заданных вопросов. В соответствии с этим учитель должен создать свои методы для реализации. Для формирования таких качеств как сотрудничество и конкурентоспособность для детей школьного возраста подходит более практический характер. Все дети любят играть, что очень не маловажно. Благодаря игровым технологиям происходит главная педагогическая цель – заинтересовать ребенка в процесс обучения.
Н.Е.Ковалев делит на такие возрастные особенности школьников как:
- Младший школьный возраст (от 7 -12 лет)
- Средний школьный возраст (от 12-15 лет)
- Старший школьный возраст (от 15-18 лет) [1]
Дети младшего среднего возраста от 7 - 12 лет с большей активностью вступают в учебный процесс. С поступлением ребенка в школу меняется весь его режим, мировоззрение и мышление. Им нравиться новая обстановка, они с интересом овладевают новыми знаниями, ими движет все то новое стремление к изучению нового, которое скрыта в их внутреннем мире. Тем самым они хотят хорошо читать, красиво писать, считать. У младших школьников продолжает выявляться те качества, которые они имели в дошкольном возрасте. Потребность в активной игровой деятельности и в движениях, играют очень важную роль в процесс формирования урока. Их готовность часами играть, исследовать что-то новое, дают свои положительные стороны в формировании нужных качеств. Они с большим интересом могут проявить себя в игровых занятиях.
У детей среднего школьного возраста от 12 - 15 лет понимание содержания учебной деятельности и проявление своих способностей существенно изменяется. Для них все более становиться сложным, процесс введения уроков задается многопрофильными заданиями. К подростку предъявляется все более высокие требования. Проявления себя в игровых ситуациях все более улучшается. Подростки особо устают от простых лекций и им нужны подвижные игры, которые содержат соревновательный характер.
В старшем школьном возрасте от 15 - 18 лет обучение продолжает оставаться одним из главных оценок самоорганизации для старшеклассников. Они начинают более серьезно относиться к саморазвитию, ими начинает двигать их будущая профессия. В старшем школьном возрасте проявляются довольно целесообразное восприятие учебного процесса. Выбор профессии сказывается в дальнейшем обучении, выступает как стимул для интенсивного восприятия знаний по основным предметам. Они начинают все больше зацикливаться на вопросах смысла жизни, и хотят разобраться в окружающем и в самом себе. На формирование будущего становиться важными теоретические аспекты. Однако старших школьников интересует не только теоретические процессы, но и сам процесс анализа хода работы и их доказательства. Им нравится, когда учитель начинает задавать какие-то практические задачи, требует от них тех или иных утверждений, решений. Они с радостью вступаю в спор, и упорно защищают свою точку зрения, что вполне отражается на их саморазвитие.
А. В. Мордовская утверждает, что игровые методы применяются для исполнения определенных ролей, имитации различных ситуаций , направленных на приобретение участниками необходимых профессиональных умений , развитие коммуникативной компетентности, повышение творческого потенциала личности и самореализации [2, с. 61]
Одной из первых задач игровых методов является взаимодействие друг с другом, то есть развитие сотрудничества, сплочённости, толерантности. Однако через такой метод у школьников формируется не только коллективизм, но и формируется соревновательный дух, при котором возникает конкуренция между собою, это тоже носит продуктивный характер. Конкуренция дает школьникам формировать в себе те качества, которые ему будут нужны в будущем. Постоянно искать новые способы решения, самосовершенствоваться, волевые качества – это все формирует конкуренция. В процессе реализации игровых технологий необходимо создать тот системный подход, который воссоздаст возникновению положительных для школьника качества.
Использование игровых методов является обязательным способом создания для ребенка нравственных, интеллектуальных и творческих качеств.
Таблица 1
Игровые методы
Игровые методы |
Определения |
Деловые игры |
Это метод, который воссоздаётся имитациями профессиональной деятельности или должности, путем совместной работы и дискуссий. |
Дидактические или учебные игры |
Это метод учебной деятельности в виде игры по заданным правилам, путем коллективизации обучающих для решения конкретной задачи и ориентированная на выигрыше. |
Игровые ситуации |
Это метод обучения, при котором происходит активное обучение в условиях свободных правил, путем социально-экономических ситуаций. |
Ролевые игры |
Метод обучения, при котором участники действуют в рамках выбранных ролей, путем моделирование группой людей той или иной ситуации. |
Игровые приемы и процедуры |
Метод игровой деятельности, посредством примитивных действий, не имеющих сложных правил и коротким контролем времени и по желанию участников. |
Тренинги в активном режиме |
Метод, с помощью интерактивного обучения, направленное на развитее умений и навыков. |
Имитационные игры |
Метод, при котором поведение обучающихся определяется местом среды деятельности. |
[4]
Наша практическая деятельность прошла в Педагогическом отряде СВФУ «Дар» имени Алексея Дмитриевича Данилова, деятельность проходит с сентября 2016 года, в качестве бойца-вожатого. Сам отряд был создан 11 октября 2005 году на базе Педагогического института СВФУ Валентиной Дамдиновной Николаевой, кандидатом педагогических наук. Общая деятельность связана с работой в летних детских оздоровительных лагерях, провидение коммунарских сборов в школах, но и в остальное время учувствуем в многих мероприятиях республиканского и городского масштаба. Одной из наиболее основных целей коммунарских сборов нашей работы является воспитание у школьников таких качеств: сплочённость, взаимодействие, сотрудничество, то есть быть единым целым с командой, а также путем разделения их на разные отряды, формируется такое качество как – конкурентоспособность. Суть коммунарских сборов заключается в том, что обучающихся делят на команды (одинаковое количество), путем совместных переговоров придумывают название отряда. Таким образом, школьники держась за руки идут по станциям к специально подготовленным для них заданиям, где будут стоять наши вожатые и проводить игры. Например, такие игры как: «Построение», «Паутина», «Спасатели», «Лабиринт» и т.д. В конце они начитают делиться своими впечатлениями путем орлятского круга.
Итак, путем формирование игровых технологий, мы можем выявить те качества, которые охватывает все стороны организации педагогической деятельности – сотрудничество и конкуренция. Два аспекта, которые были рассмотрены нами, дают положительный исход всего образовательного процесса. Из практики видно, что более эффективный вариант формирования у обучающихся таких качеств как, конкурентоспособность и сотруднический дух определяется путем игровых методов, обеспечивающий не только проявление моральных качеств, но взаимодействие учителя с учениками.