Полный текст статьи
Печать

Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему культуры поведения дошкольников. В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами   окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения личности дошкольника. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к нему.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Несмотря
на разносторонность и обширность исследований по проблеме нравственного воспитания, недостаточно разработаны психолого-педагогические основы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста. В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества
в воспитании нравственной личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса воспитания культуры поведения дошкольников, с другой стороны.

Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Мы принимаем за основу определение понятия культуры поведения дошкольников как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту,
в общении, в различных видах деятельности.

Проблемная ситуация, по определению А. М. Матюшкина, есть особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.

При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения
у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были рассмотрены психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет, также выявили педагогические условия воспитания культуры у старших дошкольников поведения через проблемные ситуации. А также нами установлено, что в программах дошкольного воспитания раздел культуры поведения включает следующие задачи:

- формирование доброжелательных отношений (между сверстниками или ко всем окружающим);

- ознакомление с моральными знаниями;

- ориентация в сфере чувств и эмоций.

В экспериментальной части нашего исследования мы выявили уровни культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста по результатам педагогической беседы, педагогического наблюдения. За детьми наблюдали в естественных условиях: режимных моментах, на занятиях с воспитателем, в игровой деятельности, в свободной деятельности. Для проведения эксперимента использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой, Ю.А Афонькиной. По изучению навыков культуры общения.

При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы обращения использует, умеет ли слушать собеседника. Мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься. Также мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, договаривается
о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает ли нормы культурного поведения.

Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста имеет создание проблемных ситуаций для старших дошкольников.

Педагогический проект мы представили в виде комплекса проблемных ситуаций, которые будут использованы в ходе проведения организованной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов (занятия по физической культуре, занятия по музыкальному искусству и т.д.). Именно комплекс ситуаций,
а не ООД, чтобы была возможность интегрировать такие ситуации
с различными видами деятельности детей.

Характеристика проекта:

Формы организации реализации проекта: проблемные ситуации будут включены в ходе режимных моментов, представляя собой не полную организованную образовательную деятельность, а лишь включенные педагогические ситуации.

Наш проект – комплекс проблемных ситуаций практической направленности. Практическая направленность характеризуется тем, что ситуации такого содержания могут встретиться на пути любого ребенка, и ребенок должен быть подготовлен к таким ситуациям.
В создании ситуаций мы прибегали к помощи фундаментальных работ педагогов дошкольных организаций, а также к воспитателю группы и на практических знаниях детей, основанных на результатах нашего экспериментального исследования. В конечном итоге мы будем иметь такого воспитанника, который послужит примером для других.