Известно развивающее значение игрушки. Она будит воображение ребенка, поэтому очень важно научить их играть, обращаться с игрушками. Если у ребенка нет игрушек, и он не умеет с ними играть, у него не развивается воображение, оно может у него не появиться, развиться. В дальнейшем такой человек вырастает неконтактным, не понимает шуток, сам не умеет шутить, по-настоящему не веселится.
До революции у детей-якутов не было игрушек. Отцы и дедушки мастерили их из дерева. Часто у детей бывали быки и коровы, вырезанные из тальника, быки были больше по размеру, рога у них были длиннее. Дети играли с глиной, с обертками от конфет. Простая чурка оказывалась куклой, матрацем была была обертка от конфет, одеялом служила любая тряпочка.
В настоящее время игрушек много, и важно их правильно подобрать. Очень часто родители покупают детям много игрушек, притом сложных, дорогих. Они хотят доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. Они всем играют: предметами обстановки, игрушками, для них вся Вселенная – игрушки. Орудия их игр должны быть послушны им, должны быть податливы, гибки и превращаться во все по требованиям игры. Очень сложные и дорогие игрушки стесняют детей, сковывают их фантазию. Игрушка сделана для известной игры, и ее не всегда легко бывает использовать в других играх. А между тем настроения детей изменчивы, желания быстро переходят с предмета на предмет, мысли скачут. Что делать с такой игрушкой, которая не превращается во все по желанию? Она на первых порах может очаровать дитя своей замысловатостью, но скоро дети ее забросят и вернутся к своим простым, незатейливым игрушкам. Поэтому не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих. Игрушки должны содействовать проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки именно должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии ребенка, способствовать его самодостаточности. Поэтому хороши игрушки в виде простого материала. Бумага, палочки, кубики, глина, воск, а куклы, посуда настолько удобны, насколько они не стесняют ребенка в осуществлении его творческих замыслов, насколько они легко, по требованию могут превращаться во все желаемое. Известно, что нередко дети богатых родителей скучают и вяло играют, владея многими игрушками, как показывали в фильме «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли; а дети бедняков при одной-двух игрушках и с разными тряпочками и чурочками, тальниковыми коровами и быками очень весело проводят время. Счастье заключается в самом человеке, а не вне его: внешние вещи не могут его дать.
Как сделать детство своего ребенка еще более интересным и полезным? Развитие ребенка определяется тем, в какие игры и с какими игрушками он играет. Это говорит о том, что игрушки должны быть подобраны тщательно.
Каждая игрушка предназначена для определенного возраста, и игрушки также меняются очень быстро. Учитывая это, воспитатель советует родителям, какие игрушки покупать, в какую игру они будут играть, делится с ними своими планами. Если родители будут в курсе планов детского учреждения, они смогут помогать воспитателю, всегда будут знать, какие игрушки нужны на разных этапах развития ребенка.
Таким образом, наличие игрушки обязательно. Нужно знать, какие игрушки нужны детям в каждом возрасте, что позволит учитывать их возрастные особенности при игре. Таким образом, игрушки должны способствовать развитию творческого воображения детей.