Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы развития мыслительных способностей подтверждается многими исследованиями отечественных и зарубежных психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубенштейна, П.Я. Гальперина). Они в своих трудах указывают, что без целенаправленного формирования умственных действий, являющегося одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в развитии мыслительных способностей детей.

 Решение проблемы развития мыслительных способностей у школьников становится наиболее востребованным в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (№ 373 от 06.10. 2009), содержание которого ориентировано на достижение различных групп образовательных результатов, которые связаны с мыслительными способностями таких как, классификация, обобщение, сравнение, анализ и синтез.

«К числу начальных логических знаний и действий относятся, как было указано, понятие о свойствах, их видах, а также прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных свойств, сравнение» [4, c. 175].

Согласно теории В.В. Давыдова, структура мыслительного акта состоит из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, внутреннего плана действия и рефлексии [2, c. 15].

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте [3, с.56].

Каждая семья старается правильно организовать досуг и отдых своих детей. Поэтому многие родители во время летних каникул отправляют своих детей в детские лагеря с целью развития их способностей и интересов [1, c. 97].

 Цель исследовательской работы: доказать эффективность использования логических игр как средства развития мыслительных способностей детей во время летнего отдыха.

Диагностику уровня развития мыслительных способностей младших школьников провели по следующим методикам: методика «Определение понятий», методика Н.А.Берштейна «Последовательность событий».

 

Для развития мыслительных способностей использовали приемы умственных действий –  сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, также  использовали логические игры: «Фигурки по проекции», «Чего больше?», «Собери кубики», «Отвечай быстро», «Геометрические фигурки», «Логический куб», «Рисуй картинку!».

 Следует отметить, что в процессе игры дети незаметно для себя выполняют большое количество логических заданий, упражнений.

По исследованию констатирующего этапа у детей выражен средний уровень развития мыслительных способностей, а по итогам контрольного эксперимента прослеживается тенденция роста числа детей с высоким уровнем развития мыслительных способностей.

За период экспериментального исследования произошли следующие изменения мыслительных способностей детей: рассуждения детей стали более последовательными, логически выстроенными, меньше стали задавать вопросы при выполнении заданий.

Таким образом, сравнительный анализ данных полученные в начале и в конце экспериментального исследования, доказал эффективность использования логических игр как средства развития мыслительных способностей детей. Наша гипотеза подтвердилась – развитие  мыслительных способностей детей будет осуществляться эффективнее, если во время отдыха, в частности, во время летних каникул в лагере будут проводиться занятия с применением логических игр.