Полный текст статьи
Печать

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Современная психология еще не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности; не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования, осознанного родительства.

Психологическая работа с родителями довольна сложна. Нередко родители, не сомневаясь в своей компетентности, обвиняют в обострении детско-родительских отношений школу, общество и не желают признавать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. Нередко внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге в семье отсутствует системность воздействий, родители для ребенка не выступают единым целым.

Для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей, как интеграцию личностей отца и матери и как надындивидуальное целое [1].

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. У семьи как коллектива есть свои характерные черты и многообразные функции. Семья – часть общества. Здоровая семья невидима связана с множеством других коллективов: детским садом, школой, внешкольными учреждениями, спортивными обществами и т.п., с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем интереснее и содержательнее ее жизнь, тем крепче сама семья. От того, как понимают родители, воспитательную функцию, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества [2].

В последние годы происходит существенная трансформация институту семьи. В качестве важнейших средовых условий развития ребенка исследователи традиционно выделяют влияние семьи. При этом подчеркивается, что в раннем возрасте наибольшее значение имеют именно отношения с родителями, которые влияют на все стороны психического развития ребенка.

 Отмечается значительное увеличение количества разводов и повторных браков, все большее стремление к профессиональной самореализации у женщин, ускоряются темпы современной жизни, оставляя меньше времени на семейное общение [3].

В целом современная реальность предъявляет все более высокие требования к адаптационным возможностям и жизнеспособности семьи. А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова рассматривают отношения в семье как один из факторов ее жизнеспособности и способности противостоять стрессу [4].

Актуальным остается вопрос о том, как изменяется родительское отношение и стиль воспитания ребенка в период прохождения им кризиса развития. Требует дальнейшего изучения и то, как воспитательные воздействия и особенности отношения к ребенку связаны с поведением ребенка в период кризиса.

Цельюисследования было изучение детско-родительских отношений в стабильные и кризисные периоды развития ребенка и выявление особенностей поведения детей в периоды возрастных кризисов 3 и 8 лет в связи со спецификой детско-родительских отношений. Выявление степени гармоничности отношений с ребенком. Возможные трудности и их причины.

Методика

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Результаты

Исследования родительского отношения (ОРО) к ребенку матерей детей 3-8 лет и в период кризиса 6-8лет показало, что родители обеих групп (сельское и городское население) имеют высокие ранги баллов по шкалам «симбиоз», «кооперация» и в неполной семье «маленький неудачник».

Шкала «принятие-отвержение» в основном средние баллы это говорит о том, что у испытуемого имеется положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, но взрослым не всегда удается проводить время вместе с детьми. В двух неполных семьях очень низкие баллы по шкале это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Средний ранг отмечается по шкале «кооперация» большинство родителей не стремятся сотрудничать с детьми, быть на равных, поощрять инициативу и самостоятельность ребенка. Меньшая половина взрослых проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, старается быть на равных. У трех испытуемых из неполной семьи очень низкий показатель это говорит о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.

Шкала «симбиоз» показывает достаточные баллы того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его разумные потребности, оградить от неприятностей.

Высокие ранги по шкале «авторитарная гиперсоциализация» свидетельствуют о стремлении контролировать ребенка. Взрослый ведет себя авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания.

Шкала «маленький неудачник» Здесь взрослый считает, что неудачи ребенка случайны и верит в него. Поддерживает своего ребенка. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.      

Вывод
Сравнительный анализ родительского взаимодействия в стабильные и кризисные периоды развития показал, что в периоды нормативных кризиса дошкольного возраста наблюдается усиление внимания, опеки со стороны родителей (в большей степени матерей), что проявляется в усилении гиперпротекции, установки на преодоление сопротивления, подавлении воли и мнения ребенка и снижении установки на уравнительные отношения между родителями и ребенком.

Родители помните об индивидуальности ребенка, учитывайте, что каждая новая ситуация требует нового решения, старайтесь понять и услышать ребенка, проявляйте интерес к тому чем занимается ваш ребенок, одобряйте разные варианты конструктивного поведения, совместно ищите выход путем перемены в ситуации, дайте вашему ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков, в разговоре уменьшите число «нельзя» и увеличьте число «можно».