Детская ложь является одним из видов отклоняющегося поведения. Ложь представляет собой продукт речевой деятельности, имеющая цель ввести собеседника в заблуждение. С помощью лжи ребёнок возвращает добрые отношения не через душевное единение людей, а через кажущееся устранение конфликта. Первопричиной детской лжи является взрослый, который задаёт ребёнку ситуацию выбора. Именно это ребёнок переживает всякий раз, когда встречается с раздражительностью и гневом взрослого.
Представьте себе мир, в котором бы все люди говорили правду, невзирая на лица и вообще были бы предельно откровенны друг с другом, чтобы при встрече один приятель говорил, что сегодня именно ты «неважно выглядишь» или же эти туфли, которые ты примерила действительно тебе не подходят» следует откровенно признать, что мир, в котором живут и дети, и их родители, включает в себя ложь как необходимое явление. Ребенок с рождения окутан невинной, мякгой и теплой ложью. Взрослые рассказывают ему сказки, в которых герои постоянно обманывают друг друга и относятся друг к другу неискренне.
С детства мы опутаны множеством условностей, сопровождающих наше общение с другими людьми. Итак, на сегодня одним из актуальных проблем современной педагогики и психологии является «детская ложь». Поскольку сознательное отношение ко лжи играет важную роль в формировании личности ребенка выработке регуляции его поведения и отношения с другими людьми.
Множество выдающихся психологов изучают вопрос о возможных мотивах появления обмана, таких как «боязнь наказания»,«желание получить награду» и «стремление завоевать признание сверстников».
В нынешнее время у родителей часто опускаются руки изза не правдивости, вранья любимого ребенка. На самом деле о случаях правдивости можно говорить только в очень редких случаях, и чаще всего дело или в возрастных особенностях детей, или в трудносятх во взаимоотношениях между ними и родителями. Ложь как лакмусовая бумажка зачастую отражает те проблемы, которые существуют в отношениях с родителями.
Если часто родители лгут при ребенке или уговаривают своего ребенка наврать одному из членов семьи или тем хуже самому учителю, то ребенок будет обманывать всю жизнь темсамым запрограммировав себя ради получения выгоды через ложь. Но это не означает, что при теплых отношениях ребенок никогда не солжет. Младший школьник намного умнее дошкольника, у него лучше развита память и больше желаний. Если он не доверяет своей семье, то у него больше причин солгать им. Но трудности, встречающиеся в жизни, могут привести ко лжи любого ребенка. Мысли у детей в этом возрасте еще не хватает для того, чтобы умело скрыть ложь от взрослых.
Детские сихологи считают, что первый рефлекс у родителей на ложь ребенка ни в коем случае не должна быть агрессивной. Ругань и физические наказания не панацея. Если мальчик обманывает, потому что он нуждается во внимании и нежности, если девочка говорит неправду, потому что считает себя «гадким утенком» и думает, что только вранье может сделать ее более значимой, если ребенок лжет для того, чтобы произвести впечатление, которое он, по-видимому, не может произвести иными способами, не надо нарочито «выводить их на чистую воду» или обличать тем более при свидетелях. Как мы не любим публичного «позора», так не нравится это и детям. Даже когда они вырастут, они не забудут и не простят вам эти минуты унижения.
Хотелось бы подчеркнуть еще одну сторону детской лжи. «Фантазирование» не нужно путать с ложью - это ведь природное стремление детей к фантазированию, ибо воображать себе в голове. Развитое воображение ребенка – это ,скорее, его достижение, нежели его неполноценность в психическом развитии или же плохая часть характера. Просто мы, взрослые, очень часто уже переступили ту черту, за которой случаются всевозможные превращения, происходят небывалые приключения и живут самые фантастические животные. Возможность сновапопасть в этот мир сказок огромный подарок, который преподносят нам наши дети. Важно не отмахнуться от этого. А научиться вместе с ребенком погрузиться в его страну чудес, в свою очередь, помогая малышу возвращаться из нее в реальный мир.
В рамках школьных занятий и мероприятий необходимо научить ребенка справляться с поражениями. Впереди их будет много. Есть люди, которые, испытав первое поражение, не имея поддержки родных, навсегда уходили в мир фантазий и иллюзий. Но есть такие, для которых поражение - дорога к будущим успехам. Например, А. Адлер в детстве плохо учился. Учитель сказал его отцу, что из сына вырастет только сапожник, поскольку он никогда не освоит математику. Но это заявление ментора отец ответил, что его сын никогда не станет сапожником. Вернувшись домой, отец сам сел с сыном за уроки. Они интенсивно занимались математикой по вечерам. Через некоторое время Адлер стал первым учеником в классе по этому предмету, а затем, получив удовольствие от первого успеха, уже сам стал подтягивать себя и по другим предметам. Стоит отметить, что отец Адлера не учинил расправу над сыном. Он сделал важнейшую работу родителя – научил учиться и получать удовольствие от процесса решения задачи.
Таким образом, детская ложь требует дальнейшего исследования и работы с родителями совместно со школьными психологами.