В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Раздел «Личностные универсальные учебные действия».
У выпускника будут сформированы :
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хороший ученик»;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных , так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
Формирование универсальных учебных действий, а именно сфера личностных универсальных учебных действий, включает 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этическая ориентация.
Нравственно – этическая ориентация линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.
Например, на уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; формулирование концептуальной информации текста. «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа»
Все эти особенности можно реализовать на уроках литературного чтения через анализ литературного героя, так как понимание нравственных ориентиров анализ поведения и поступков человека, умение различать хорошее от плохого, умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы, обобщать и делать выводы.
Опытно – практическая работа осуществлялось на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения «Национальная политехничсекая средняя общеобразовательная школа № 2» города Якутска, в сроки с 22 февраля по 19 марта 2016 года во время комплексной педагогической практики. В исследовании были задействованы учащиеся 3 «Б» класса , всего 32 учащихся. (учитель – Готовцева Людмила Романовна). По наблюдениям на уроке можно сказать, что учащиеся к урокам и учебным занятиям относятся с ответственностью, занимаются с интересом и очень активны на уроках.
Учебно-методическое обеспечение организации учебного процесса по литературному чтению в данном классе организуется на основе УМК «Перспектива», под редакцией Л.Ф., рабочей программы , календарно-тематического плана , учебника «Литературное чтение». Особенностью УМК «Перспектива» в том , что программа нацелена на развитие речевой культуры всех видов речевой деятельности, соответствует ФГОС НОО. Все тексты, выразительны и красочны, каждое произведение имеет свое творческое задание, дающее возможность ребенку совершенствовать навыки чтения, развивать свои коммуникативные способности , максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию ФГОС
Было проведено 6 уроков по разделу «Великие русские писатели» и «Картины родной природы». При работе придерживалась таблицы созданный по разным видам анализа героя. Во время пробного обучения были использованы такие методы и приемы как беседа, чтение по ролям, инсценировка, создание собственного текста на основе произведения, устное словесное выступление и т.д
Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.
Нами были поставлены следующие задачи:
1.Выявить сформированность нравственных ориентиров у учащихся 3 класса
2.Анализировать работы учащихся и скорректировать задания;
3. Проводить пробные уроки для формирования нравственных ориентиров.
4. Провести сравнительный анализ результатов ОЭР;
5. Составить рекомендации по использованию заданий для формирования нравственных ориентиров у учащихся 3 класса на уроках литературного чтения.
Для проведения эффективности проделанной работы нами был проведен контрольный эксперимент.
Цель:итоговая диагностика, анализ и подведение итогов пробного обучения.
Контрольный этап эксперимента проводился по технологии аналогично констатирующему этапу эксперимента, где при помощи анкеты «Оцени поступок» по Э.Туриэлю диагностировали учащихся 3 класса. Данные заносились в протокол и представлены в приложении 6 (таблицы 2 и 3).
После обследования показатели каждого ребенка анализировались и сопоставлялись. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что уровень совершенствования основных метапредметных познавательных умений изменился у учащихся. Данные контрольного этапа эксперимента представлены ниже в таблице
Вывод. Проанализирована опытно –практическую работа по формированию нравственных ориентиров на уроках литературного чтения в 3 классе. На контрольном этапе было видно, что нравственные ориентиры учащихся улучшились. Это подтверждается количественными данными роста детей на вопросах нарушения моральной нормы по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Это доказывает эффективность проведенной системы уроков литературного чтения, где в течение цикла уроков проводился анализ литературного героя по разным видам анализа.