Полный текст статьи
Печать

    

    Постановка проблемы и актуальность. Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение студентами определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и адаптации.

   Методика. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Педагогического института. Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, в количестве 157 человек, целью исследования является изучение процесса адаптации студентов - первокурсников к условиям вуза посредством их участия в деятельности детских общественных объединений. Использованы методики опроса и анализа.

   Обсуждение и результаты. В современном обществе профессиональному образованию предъявляются высокие требования, как известно, нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Отличительными особенностями таких специалистов являются такие качества, как высокий профессионализм и личностная самореализация. Приоритетной задачей становится ориентированность современного профессионала на фундаментальную подготовку, на ее тесную связь с практикой. [3; С.-6].

   Cегодня на первый план выдвигается задача: при подготовке специалистов сформировать у них способность приобретать новые знания и умения, творческую активность в принятии решений, широкую профессиональную ориентацию. Условием, обеспечивающим решение этой задачи, является саморазвитие обучающегося. [5; С,-5].

      История педагогических отрядов Якутии началась в 1964 году с создания педагогического отряда ЯПК-1. 23 ноября 1967 г. был создан педагогический отряд в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова. В начале 1980-х годов в ЯГУ насчитывалось 10 пед отрядов, общей численностью 313 студентов.

       28 марта 2001 года Союз детских организаций и объединений перерегистрирован как Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) (свидетельство о регистрации № 121).

   Основные направления деятельности педагогических отрядов:

  • Работа в учреждениях летнего оздоровительного отдыха детей и подростков;
  • Проведение инструктивно-методического сбора;
  • Участие в слетах педагогических отрядов РС(Я);
  • Проведение воспитательных и культурно-досуговых мероприятий для студентов средних и высших учебных заведений;
  • Проведение выездных коммунарских сборов для актива детских общественных объединений и ученических самоуправлении районов;
  • Профориентационная деятельность для учащихся старших классов;
  • Сотрудничество со студенческими строительными отрядами и другими молодежными организациями.

    Один из важных результатов работы педагогического отряда – ориентация студента в будущей профессиональной деятельности в сторону профессий, ориентированных на работу в системе «человек – человек», как один из вариантов – на педагогическую деятельность.

        Нами была проведена тест СПА социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда на выявления уровня адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза.

После проведения 1 этапа нашего исследования результаты показали следующие данные:

  • Показатели шкалы «Адаптации»: Высокая (67-63) - 40 человек; Средняя (59-51) - 88 человек; Низкая (46-41) - 29 человек.
  • Показатели шкалы «Самопринятие»: Высокие (69-58) - 44 человек; Средние (57-49) – 48 человек; Низкие (48-36) - 65 человека.
  • Показатели шкалы «Принятие других» - Высокие (69-58) - 72 человек; Средние (57-49) - 28 человек; Низкие (48-36) - 57 человек.
  • Показатели шкалы «Эмоциональный комфорт» - Высокие (69-58) - 25 человек; Средние (57-49) - 110 человек; Низкие (48-36) - 22 человек.
  • Показатели шкалы «Интернальность» - Высокие (80-60) -  79 человека; Средние (57-49) - 46 человек; Низкие (48-36) - 32 человек.
  • Показатели шкалы «Стремление к доминированию» - Высокие (80-60) 26 человек; Средние (59-49) - 56 человек; Низкие (48-36) - 75 человек.

Исходя из результатов сформировали сравнительный анализ студентов – первокурсников, которые ранее занимались вожатской деятельностью и студенты – первокурсники, которые ранее не занимались вожатской деятельностью. (см. Таблица 1.).

Студенты-первокурсники, которые ранее занимались вожатской деятельностью

Студенты-первокурсники, которые ранее не занимались вожатской деятельностью

  1. Если первокурсник ранее занимал определенный статус, у него есть возможность быстро получить новую позицию в коллективе.
  2. Способен самостоятельно и творчески применять, и получать знания.
  3. Обладает методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств.
  4. Активно включаются в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения.
  5. Активно участвует в жизни студенческого коллектива.
  1. Если первокурсник ранее не занимался вожатской деятельностью, то у него могут возникнуть трудности, связанные с неудачей.
  2. Возникают трудности общением с окружающими, несформированность умения контактировать с другими людьми.
  3. Низкое эмоциональное настроение, которое влияет на эмоциональный фон.
  4.  

  

      После сравнения интеллектуальных характеристик испытуемых и анализа результатов исследования уровня социально-психологической адаптации с помощью методики К. Рoджерса и Р. Даймoнда, можно сделать вывод, о том, что уровень социально-психологической адаптации связан с уровнем интеллектуального развития, а также и с определенным статусом в группе. Вместе с тем, студенты, которые ранее занимались вожатской деятельностью быстро адаптируются к условиям вуза, так как они активно включаются в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения.

  После проведения 2 исследования для студентов – первокурсников педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова по диагностике – опрос, выявлены следующие результаты.

Первый вопрос:

«Испытываете ли вы трудности в адаптации к условиям вуза?»

Второй вопрос:

«С какими трудностями вы сталкиваетесь (в первые дни учебы)?».

Третий вопрос:

«Как вы оцениваете взаимоотношения в группе?» (Диаграмма 3).

«Влияет ли участие в детском движении на адаптацию студентов к условиям вуза?» (Диаграмма 4).

     Результаты опроса показали, что у многих студентов действительно существуют трудности адаптации к условиям вуза, у них недостаточные навыки и умения в обучении. Общении и взаимодействии. Необходимо уделять больше внимания каждому студенту. Возможно проведение бесед, групповых тренингов и игр на умение принимать решения, совместную деятельность. Это приведет к успешному процессу адаптации. Морально-психологическая атмосфера в учебных группах первокурсников в целом положительная, но необходимо усилить работу по сплочению группы, так как 29% из них считают, что общаются в мини-группах, в котором могут возникнуть конфликты. Большинство студентов-первокурсников считают участие в детском движении отличной возможностью найти новых друзей.

   Выводы. После исследования пришли к выводу, что нужно уделить больше внимания к адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза, т.к. у студентов начинается новый этап жизни.Успешность адаптации студентов к условиям вуза зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является участие в детском движении республики (в качестве вожатого).