Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. Одним из наиболее важных задач экологического воспитания младших школьников являются воспитание любви к родной земле, создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к природе родного края, воспитание уважения к природе родного края.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т.п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т.п.) информацию об этих объектах
Формирование представлений о природе родного края у школьников младшего возраста связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств.
Как указывает Л.Д. Бобылева, экологическое воспитание может включать несколько основных компонентов, среди которых основными являются интерес к природе и знания о природе и о ее охране.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологических тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Вместе с тем эти маршруты должны быть доступны, интересны и понятны для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода, которым могут быть сами учащиеся. Для самостоятельных посетителей тропы оборудуются указательными знаками и информационными стендами).
Для достижения формирования у младших школьников интереса к природе родного края ставились следующие основные задачи:
1. разработать проект «Путешествие по воображаемой экологической тропе»;
2. провести урок для школьников младшего возраста с использованием разработанного проекта «Путешествие по воображаемой экологической тропе»;
3. изучить уровень сформированности интереса младших школьников к природе родного края до и после проведения урока с использованием разработанного проекта «Путешествие по воображаемой экологической тропе».
Проект «Путешествие по воображаемой экологической тропе»
Цели:
• расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы родного края;
• способствовать воспитанию экологической культуры поведения детей, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи:
• воспитание любви к родной земле;
• создание условий для формирования нравственных убеждений;
• развитие познавательного интереса к природе родного края;
• воспитание уважения к природе родного края.
Назначение:
Проект рассчитан на круглогодичное использование.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что Якутия - одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны, и изучение природы родного края является необходимым условием для кругозора.
При определении общей протяженности тропы исходили из возрастных особенностей мышления и внимания младших школьников. Данная экологическая тропа представляет собой маршрут в природный парк «Ленские столбы». Продолжительность одной экскурсии 35-40 минут, воображаемый маршрут начинается со школы где дети отправляются на воображаемый теплоход по р. Лена к природному парку «Ленские столбы» сопровождающиеся кадрами из презентации и звуковыми вступлениями. Использовать экологическую тропу могут - педагоги и учащиеся.
При проведении занятий на воображаемой тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний о своем родном крае, но и развитию у детей исследовательских навыков.