В современной школе, с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, особое внимание уделяется социализации младших школьников.Понятие социализации часто упоминается в важных разделах стандарта, как и во многих других образовательных документах.
Социализация детей в современных условиях становится ещё большей проблемой, поскольку Интернет начал оказывать существенную роль в этом процессе. Современный ребёнок становится пользователем Интернета ещё в дошкольном возрасте, а всемирная глобальная сеть — это источник информации, который таит в себе не только благо, но и несёт некоторую опасность. Постепенно происходит не только отчуждение детей от родителей, но и детей друг от друга, поскольку из-за вторжения социальных сетей начинается искажение процесса социализации за счёт подмены реальных отношений социализации - виртуальными.
Успешная социализация ребёнка является одной из прерогатив начального образования в начале обучения. И если в первом классе данная тема имеет высокую значимость, то в последующем наблюдение за протеканием социальной адаптации школьников становится неактуальной.
Исследование было проведено на базе 3 класса МОБУ СОШ № 31 города Якутска в целях выявления уровня адаптации и социализации школьников.Всего в исследовании приняло участие 27 учащихся, из них 15 мальчиков и 12 девочек.
В качестве инструмента исследования была выбрана проективная методика Д. Лампена «Дерево» в адаптации Л.П. Пономаренко[3].Задание было предложено в форме рассказа, который незаметно подводит ребенка сделать выбор за ту позицию, с которой он отождествляет себя,либо, наоборот, кем школьник хотел бы видеть себя. Благодаря тому, что дети с радостью погружаются в проективную деятельность данной методики, можно без затруднения выявить особенности протекания социальной адаптации как у школьников, которые недавно перешли в класс, так и у детей, обучающихся в классе с начала момента обучения в начальной школе. Для получения более достоверных результатов школьникам не было предложено подписывать свою работудо конца диагностики.
Интерпретация результатов проводилась с помощью специально подготовленной формы. Она разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от родителей и классного руководителя, из беседы со школьником. Результаты представлены в таблице 1.
табл. 1
Всего в методике имеется 10 уровней социализации, но в нашей работе мы бы хотели отметить те уровни, на которые преимущественно обратили свое внимание респонденты:
1.Установка на преодоление препятствий:
В реальном положении данный уровень был выявлен у 26% учащихся. Идеальное – 11%. Из полученных результатов и наблюдений можно предположить, что многие дети испытывают трудности в обучении и в общении со сверстниками.
2.Мотивация на развлечение
Учащийся начальной школы должен уметь поставить на первый план позицию школьника, уметь удовлетворять свои потребности не в игре, а обучаясь в школе. Здесь следует отметить, что идеальное положение было выбрано у 19% всех респондентов. Данный выбор можно объяснить тем, что данную позицию выбрали дети, у которых их реальное положение установлено на преодоление препятствий. По мнению Л.И. Божович, положительное отношение младших школьников к учению постепенно ослабевает. Переломным моментом, как правило, является 3 класс. У многих детей уменьшается старательность к обучению, школьные обязанности начинают их тяготить, появляются новые потребности и мотивы [2].
3.Завышенная самооценка, установка на лидерство
Этот уровень является лидирующим у респондентов. При наблюдении за классом можно отметить,что в нем имеется достаточное количество сильных учащихся-лидеров. Как правило, к ним тянутся другие дети, которые часто неосознанно копируют их поведение. Поэтому, мы считаем, не удивительным то, что данное идеальное положение было выбрано 30 % респондентов, у которых реальное положение соответствует таким уровням как: установка на преодоление препятствий, комфортное состояние, кризисное состояние и др. Многие лидеры, наоборот, идеальным положением считают поддержкой другого, отстраненность, замкнутость или комфортное состояние.
4.Комфортное состояние
Последним, хотелось бы отметить уровень комфортного состояния. На наше удивление, данный ответ выбрали не так много респондентов, как предполагалось(не смотря на то,что исследование проводилось в 3 классе). Примечательно, что половина учащихся, находящихся на этом уровне, перешли в класс сравнительно недавно.
Успешная социализация младшего школьника является важным составляющим в процессе обучения, ведь только благодаря этому ребенок может полностью раскрыть свои способности, коммуникативные навыки и успешно войти в учебный процесс. Но не всегда можно удержать ее в течение всего периода обучения. Из полученных нами результатов можно сделать вывод, что проблема социализации школьника является актуальной и не может быть отодвинута на второй план. Поэтому мы считаем, что необходимо систематически диагностировать и выявлять различными методиками (такие как самооценка, социометрия, школьная мотивация и т.д.) состояние учащихся, составлять психолого-педагогические характеристики на каждого ребёнка. Проблема стоит особенно остро в современных условиях из-за все большей подмены реальных отношений детей друг с другом – виртуальными. Поэтому считаем, что необходимо целенаправленно и своевременно выявлять уровень социализации школьника, чтобы избежать проблем с дальнейшим обучением и развитием ребёнка.