Полный текст статьи
Печать

По мнению многих ученых, изучавших психические процессы раннего детства, возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Именно в три года у ребенка                   в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя.

               От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудновосполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни. Многие корни неготовности детей к школьному обучению лежат в том, как совершается переход от раннего к дошкольному детству.

               Для изучения данной проблемы, рассмотрим периодизацию детского развития, разработанную основателем отечественной психологии Л.С. Выготским (таблица №1):

таблица №1

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 мес.- 1год)

Кризис одного года

Раннее детство (1 - 3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3 - 7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (8 - 12 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14 – 18 лет)

Кризис 17 лет

 

 

               Идеи Л.С. Выготского (1, С,112) о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б. Элькониным. Данный автор каждый психологический возраст исследует на основе: 1. социальной ситуации развитии – той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2. ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношение; 3. психологических новообразований, возникающих в этот период.

               Далее, представляем  периоды детского развития по Д.Б. Эльконину. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности:

таблица №2 

Младенческий возраст

 (0-1год)

Непосредственно – эмоциональное общение

Раннее детство

(1-3года)

Предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольное детство

(3-7лет)

Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный возраст

(7-10лет)

Учебная деятельность

Подростковый возраст

(10-17лет)

Общение

Ранняя юность

(15-17лет)

Учебно-профессиональная деятельность

 

Л.С. Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

Вторая характеристика кризиса трех лет – урямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появится строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие, своенравие. Оно связано тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам.

Протест – бунт. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругается (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности в вещам) и т.п.

Также, на особенности проявления кризиса 3х лет, влияет его первичная основа – семья. Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку (3.С.127)

Для изучения отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет, нами планируется проведение диагностической методики под редакцией О.Б. Дарвиш «Изучение отношения к себе» (2, С.68). Исследование проводится индивидуально с детьми 2- 3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пойти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:

 I фаза – общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку период рассматриванием картинки.

II фаза – во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

III фаза – общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.

 Вывод: все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».