Полный текст статьи
Печать

В условиях полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях [1].

Этнокультурное воспитание - деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры [2].

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков Т.И. Баклановой, В.Г. Волкова, Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Э.Ф. Вертяковой, Г.И. Губа, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой, А.Б. Панькина, О.Н. Степановой. Разработанные и реализуемые психолого-педагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Этнокультурное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь. Именно через родную культуру можно осуществить поликультурное воспитание. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. Исследования, касающиеся этнокультурного обучения, показали, что в основе этнокультурного обучения лежит управляемое познание этнической культуры, усвоение и проживание традиций, обычаев и обрядов, отраженных в общественно-историческом опыте народа. То есть речь идет о вполне распространенных в социально-культурной деятельности этнокультурных технологиях, которые осуществляются через: национально-культурные и культурно-образовательные центры, дома народного художественного творчества, воскресные школы, студии и самодеятельные объединения, решающие задачи культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических и национальных культур. Эти технологии - основа возрождения народных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел [2].

Одним из наиболее выраженных средств материальной и духовной культуры любого народа является народный костюм. Выявление истоков народных художественных традиций на примере одежды народа саха ныне необходимо для восстановления утраченных ценностей культурного наследия народа на фоне падения нравственных устоев, народного эстетического вкуса, забвения национальных традиций

Этнокультурное воспитание младших школьников на основе изучения народного костюма направлено на :

- ознакомление с историей и традициями собственного народа;

-ознакомление с историей и традициями народов, составляющих этнокультурное окружение;

- возрождение традиционных промыслов и ремесел;

- анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих в Якутии.

Воспитанность во всем многообразии значений этого слова становится целью и содержанием этнокультурного воспитания младших школьников посредством якутского национального костюма. Предметом народных художественных традиций на примере одежды народа саха становится изучение духовной и материальной культуры этносов проживающих в регионе, как части мировой культуры, культуры взаимодействия личности и этноса, нации, сообщества и природы [3].

Таким образом, этнокультурное воспитание на основе изучения народного костюма не только раскрывает многообразие культур, но и пробуждает в учащихся интерес к истории и традициям своего родного народа.