Полный текст статьи
Печать

Сейчас перед образованием стоит ряд острейших проблем, среди которых физическое, психическое, неврологическое и нравственное здоровье детей ухудшилось. А ведь все эти факторы сказываются на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. Внимание, мышление, память – вот вся составляющая интеллектуальной способности. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе зависит дальнейшее развитие ребенка. И на этом этапе ребенок приобретает основу - умения и навыки, в которых учитель играет главную роль. Именно от грамотных действий учителя зависят интеллектуальные способности школьника [1].

Сегодня проблема усвоения новых знаний всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать творчество учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни [2]. В основе познавательной деятельности лежит познавательный интерес.

Исходя из вышеуказанной ключевой задачи познавательных способностей, мы провели исследование процесса познавательных способностей посредством интеллектуальных игр при помощи разработанных упражнений.

Экспериментальная работа по формированию основных познавательных способностей во внеурочное время проводились на базе  МОБУ «НПСОШ» №2. В эксперименте приняли участие ученики 4 класса.

Для определения уровня познавательных способностей посредством интеллектуальных игр, проводилось тестирование во внеурочное время «Знаю все!», в которой содержится 30 вопросов на разные темы. Время для выполнения задания составляет 20 минут (табл. 1).

Таблица 1

Распределение уровня познавательных способностей посредством интеллектуальных игр на основе тестирования «Знаю все!»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24%

31%

45%

 

Высокий уровень развития познавательных способностей посредством интеллектуальных игр показал 24% учащихся, средний – 31%, низкий уровень – 45%.

После определения уровня познавательных способностей (табл. 1), переходим к описанию исследования процесса познавательных способностей посредством интеллектуальных игр во внеурочное время при помощи разработанной системы заданий.

На данном этапе проведена была нами беседа с учениками по тестированию «Знаю все!».

После выполнения данной системы заданий, в классе повторно провели задание «Знаю все!» для диагностики изменения познавательных способностей посредством интеллектуальных игр. На основании полученных данных выявили, что 42% учеников имеют высокий уровень, 45% - средний уровень, 33% - низкий уровень. Далее провели сравнительный анализ результатов стартовой и повторной диагностик (табл. 2).

Таблица 2

Уровни

Стартовая диагностика

Повторная диагностика

Высокий

24% (8 ученика)

42% (15 учеников)

Средний

31% (11 учеников)

45% (16 учеников)

Низкий

45% (16 учеников)

13% (4 ученика)

 

По сравнительному анализу результатов исследования видно, что процент учащихся на высоком уровне развития познавательных способностей посредством интеллектуальных игр, он составляет 42%, средним уровнем овладели 45%, низкий уровень сократился до 13%.

Из этого следует, что развитие познавательных способностей младших школьников посредством интеллектуальных игр возможно, если во внеурочное время проводить мероприятия на развитие познавательных способностей, аргументировано высказывать свою точку зрения, учитывать позиции других учеников.