В настоящее время в нашей республике идет ознакомление с олонхо с дошкольного возраста. Это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни.
Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия олонхо детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.
Особенности восприятие имеет основные для обучения в школе виды:
- Зрительное – ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
- Слуховое – информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
- Тактильное – здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении[2].
В олонхо собрана вся сокровищница духовной культуры, мудрость, добрые традиции якутского народа, поэтому героический эпос оказывает благоприятное, всестороннее влияние на развитии и формировании личности старшего дошкольника. Олонхо активно развивает у детей грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь к родному краю, народу и т.д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе[1].
В исследовании приняли участие 33 ребенка старшего дошкольного возраста в группе детского сада им. Габышева А.Г. села Антоновка Нюрбинского района Республики Саха.
Цель этапа – выявить уровень восприятия детей дошкольного возраста
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
• Определить уровень восприятия детей дошкольного возраста
по методике «Чего не хватает на этих рисунках?»;
• Продиагностировать уровень восприятия персонажей олонхо дошкольников по методике В.Я. Проппа.[3]
На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
На формирующем этапе в процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по олонхо, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы олонхо, прослушивании грамзаписей олонхосута, что позволяло детям угадывать олонхо, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До эксперимента никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу олонхо (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).
В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней эмоционального развития: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.
При обработке результатов интенсивность эмоционального восприятия дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.
Таким образом, наше исследование показало, что восприятие олонхо положительно влияет на психическое развитие детей старшего возраста.
а) происходит активизация словаря;
б) олонхо способствует развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия;
в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.
Нами были определены особенности восприятия олонхо детьми старшего возраста. Процессу восприятия способствует:
а) становление основных психических функций в данном возрасте;
б) развитие игровой деятельности;
в) процесс усвоения архетипических символов на бессознательном уровне.
Как известно, олонхо – вершина якутского фольклора. Оно уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Олонхо- великолепный памятник самобытного якутского поэтического искусства, имеющий непреходящую художественную, идейную и познавательную ценность.