Полный текст статьи
Печать

В настоящее время  в нашей республике идет ознакомление с олонхо                        с дошкольного возраста. Это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни.

Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия олонхо детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Особенности восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное – ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое – информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное – здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении[2].

В олонхо собрана вся сокровищница духовной культуры, мудрость, добрые традиции якутского народа, поэтому героический эпос оказывает благоприятное, всестороннее влияние на развитии и формировании личности старшего дошкольника. Олонхо активно развивает у детей грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь                 к родному краю, народу и т.д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе[1].

В исследовании приняли участие 33 ребенка старшего дошкольного возраста             в группе детского сада им. Габышева А.Г. села Антоновка Нюрбинского района Республики Саха.

Цель этапа – выявить уровень восприятия детей дошкольного возраста 

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

• Определить уровень восприятия детей дошкольного возраста 

по методике «Чего не хватает на этих рисунках?»;

• Продиагностировать уровень восприятия  персонажей олонхо дошкольников по методике В.Я. Проппа.[3]

 На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается             в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

На формирующем этапе в процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по олонхо, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы олонхо, прослушивании грамзаписей олонхосута, что позволяло детям угадывать олонхо, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества                        в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До эксперимента никто из детей               не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только                      при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу олонхо (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).

В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней эмоционального развития: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.

При обработке результатов интенсивность эмоционального восприятия дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.

Таким образом, наше исследование показало, что восприятие олонхо положительно влияет на психическое развитие детей старшего возраста.

а) происходит активизация словаря;

б) олонхо способствует развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия;

в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.

Нами были определены особенности восприятия олонхо детьми старшего возраста. Процессу восприятия способствует:

а) становление основных психических функций в данном возрасте;

б) развитие игровой деятельности;

в) процесс усвоения архетипических символов на бессознательном уровне.

Как известно, олонхо – вершина якутского фольклора. Оно уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.  Олонхо- великолепный  памятник  самобытного  якутского  поэтического  искусства,  имеющий  непреходящую  художественную,  идейную  и  познавательную  ценность.