Полный текст статьи
Печать

Особое значение изучению формирования межличностных отношений придавал Л.С. Выготский. Сотрудничество в процессе общения детей он считал одним из основных факторов общего развития ребенка и подчеркивал, что детский коллектив выступает как ведущий фактор развития и коррекции недостатков психических функций и личности ребенка.  В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Необходимость своевременного предупреждения конфликтогенных ситуаций            и формирование умения сглаживать последствия возникающих противоречий обусловливают актуальность изучения специфики конфликтов в межличностных отношениях детей. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться             в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Недостатки семейного воспитания (особенно конфликтная, аморальная, асоциальная семья); упущения в работе педагога-воспитателя содействуют появлению в характере  дошкольника  таких  качеств  как  грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим. Как правило,                   во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми. Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии                            со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Тема нашего исследования «Использование игр в формировании доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста» является, на наш взгляд, самым актуальным  в настоящее время.

На протяжении всей работы по формированию доброжелательных отношений        у младших дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности,             в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Опираясь на словарь практического психолога, можно определить межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения [4,с.178]. Именно межличностные отношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» ее членов. Каждый ребенок в коллективе занимает определенное место не только в системе деловых отношений,                          но и в системе личностных отношений [3, с.35].

Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра [1, с.13]. Таким образом, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства,                          но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» [2, с.287].

Цель экспериментального исследования: выявить особенности формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Проводя данное исследование, выяснилось, что большинство детей                         из экспериментальной группы предпочитают совместные игры (дочки-матери, магазинчики, больничка, конструирование и. т.п.) 10% выбирают для себя роль ведущего, 60% второстепенную роль, 30% в качестве наблюдателя за игрой.                  А в контрольной группе 30% детей выбирают для себя роль ведущего, 60% второстепенную роль, 20% - наблюдатели за игрой.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений использовали дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей.

Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено                          на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие

В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру дети стараются самостоятельно найти выход из ситуации. Мы только помогаем, если возникают затруднения, обращая внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждая отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.

В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам доверяют.

И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом,                           с воспитателем, помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие.

Методические рекомендации:

1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.

2. Новая игра (хорошая) - лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.

3. Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

4. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

5. Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

6. Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают,              кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.