Полный текст статьи
Печать

Актуальность. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.  И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Познавательный интерес – один из важнейших для нас мотивов учения дошкольников. Его действие очень сильно, в связи с чем у детей старшего дошкольного возраста экспериментирование протекает более продуктивно. Он направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием [1].

Одним из эффективных видов деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Этот инновационный вид деятельности детей позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Объект исследования: познавательный интерес детей дошкольного возраста. Предмет исследования: детское экспериментирование как метод формирования познавательного интереса. Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средства формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Гипотеза.  Мы предполагаем, что познавательный интерес детей дошкольного возраста развивается при условии, если: учитываются интенсивность усвоения различных способов достижения результата, направленность на его практическое использование в детском экспериментировании; создание положительного отношения к данной деятельности, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса;

- будет организована соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; изучить влияние детского экспериментирования на развитие познавательного интереса детей; провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. разработать серию экспериментов на материале родного края.

Теоретико-методологической основой исследования    являются труды Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Н. Николаевой, С.Л. Рубинштейна,  В.Н. Мясищева, Куликовской И. Э, Совгир Н.Н. Использованы также традиционные научные методы, сравнительно-аналитический метод в качественном и количественном аспектах.

Опытно экспериментальная база исследования: МБДОУ д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск».

Практическая значимость исследования: полученные данные исследования и разработанная система детского экспериментирования может быть использована в практике работы дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса.

Перспектива развития:   

1. Предполагаемая система работы по развитию познавательного интереса позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира.

2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес                            к исследовательской деятельности, и. как следствие, успешно подготовить его к школе.

Были проведены следующие виды работ:

1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников;

Нами были определены показатели и подобраны диагностические методики:

а. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова). Цель: исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

б. Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А.И. Ивановой). Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности. 

в. Анкета для воспитателя «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевич). Цель: выявить уровень развития любознательности, познавательной активности. Были проведены следующие виды работ: 2. Разработка перспективного плана с серией экспериментов с объектами неживой природы родного края. Мы разработали перспективный план опираясь на методические разработки Л.Н. Прохоровой. Работа проводится в свободное от Непосредственной Организованной Деятельности время, включается в подходящие для детей режимные моменты. Запланировано 4 игровых модуля в месяц, которые проводятся в разной форме: в подгруппах, малых подгруппах, индивидуально. Один игровой модуль обязательно проводится на материале родного края. 3. Разработка игровых модулей по детскому экспериментированию. 4. Разработка серии экспериментов на материале родного края. Здесь более подробно хотелось бы остановиться на разработке игрового модуля «Дэйбиир». Поводом проведения этого модуля стало то, что дети сами поставили проблему, когда учили якутский танец. Впервые увидев этот предмет, они не знали, что это такое, для чего он предназначен. Тогда мы провели предварительную работу по теме «Якутская лошадь», где проводились беседы, рассматривали картины. Далее разработали игровой модуль, где проводили опыты с конским волосом. Дети пришли в восторг, когда в итоге игрового модуля пришли к выводу, что конский волос имеет свойства нитки и из него можно изготовить разные изделия. создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;  - организация совместных с детьми опытов и исследований. 5. Проведение эвристических бесед. Эвристическая беседа – это один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности дошкольников, беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. 5. Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов; систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций; взаимодействие с родителями: консультации по проектной и экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель;

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет организация работы по взаимодействию с родителями. Как вы заметили по перспективному планированию, в подготовительной группе мы объединяем два вида деятельности детей: экспериментальную и проектную. Поэтому проводим обширную работу с родителями: консультируем,  проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.

Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей:

1. Родительское собрание “Мы – будущие исследователи”;

2. Составлены рекомендации: как помочь маленькому почемучке; ребенок - маленький исследователь; игротека маленького исследователя; техника безопасности на кухне; маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло; игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование.

Очень важно, чтобы дети сами ставили проблему, исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Большую роль в развитии региональной компетентности играют экскурсии. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются программные задачи экскурсий. Этот метод обеспечивает чувственное активное восприятие объектов окружающей действительности. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении являются вопросы и вопросы – задания, заставляющие детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между объектами и предметами. Например, рассматривая в музее предметы старины, дети сравнивают их с современными вещами, тем самым знакомятся с их назначением, историей [2].

По итогам осуществления данной работы была проведена диагностика детей по методикам, названным выше. Всего в обследовании участвовало 25 детей.

Результаты диагностики в конце учебного года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по экспериментальной деятельности; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.