Полный текст статьи
Печать

Современность предъявляет к гармоничному воспитанию детей все более сложные требования. Все значимей становится необходимость формировать в каждом ребенке творческую личность, видящую красоту окружающего мира, стремящуюся участвовать в творческом преобразовании действительности. Формирование такого человека начинается с дошкольного возраста.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, фонематический и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, менять темп в песни и чтении стихов.

В современной психологии и социологии чтения понятие «читатель» распространяется и на ребенка-дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Ароновская и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности [3, c.15]. Именно на пятом году жизни возникает пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Огромную роль в развитии восприятия ребенка играет поэзия. Поэзия - это стихотворная, то есть ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, развивает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка [4, c.98].

            При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание[3, c.34].

            В рамках нашего исследования мы определили особенности восприятия поэтического образа природы  детьми старшего дошкольного возраста. Базой исследования является старшая группа МБДОУ-ЦРР сад №90 «Ласточка» ГО «город Якутск». Исследование проводилось в период с 7 ноября 2017 г. по 24 февраля 2017 г. К участию мы привлекли 20 детей (в возрасте 5-6 лет),  в ходе эксперимента мы разделили их на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек.

Мы апробировали систему работы по ознакомлению с поэтическим произведениями, которая предполагает комплексное изучение следующих произведений: А.С. Пушкина «Зимний вечер», С.А. Есенина «Береза», И. Бунина «Белый снег», Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем:  в ноябре воспитатель знакомит детей со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер», дети повторяют признаки зимы как сезона года. В декабре начинается знакомство со стихотворением С. Есенина «Береза» и повторение характерных признаков березы как живого объекта природы. В январе - знакомство со стихотворением И. Бунина «Белый снег», где дети рассматривают снег как неживой объект природы. В феврале - знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», где на наш взгляд, образ природы, смена сезонов описана наиболее ярко. В процессе ознакомления с поэтическими произведениями мы постарались каждое произведение изучить поэтапно: целостное восприятие текста (на стадии мотивации), восприятие текста дифференцированно (рассматривали отдельные выразительные средства), третий этап предполагает  целостное восприятие текста, уже намного осознанное.

В каждом разделе указаны формы работы, цели, содержание работы, примерные результаты, чтобы было наглядное прослеживание эффективности использования поэтического образа природы в экологическом воспитании старших дошкольников.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью, например, стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Поэт использует очень яркие зрительные и слуховые образы: небо  покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя, то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника. Все произведение наполнено разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто с помощью многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Используется много звукоподражаний: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о — это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги [3, c.62].

Хочется отметить, что помимо интеллектуальной работы: наблюдения, чтения, беседы познавательного характера, организованной образовательной деятельности, проводилась также работа, направленная на удовлетворение эстетических и нравственных потребностей детей, а именно включение детей в продуктивные виды деятельности, слушание музыкальных произведений, нравственные беседы.

Проведенная работа показала, что в старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. 

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, вспомнить образные средства, использованные поэтами.