Полный текст статьи
Печать

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение [2, c. 6].

Согласно А.А. Бодалеву, любая сказка ориентирована на социально-психологический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. С этой точки зрения важны социализирующая, креативная, психотерапевтическая функции сказки [1, c. 80].

В возрасте 3-4 лет впервые могут появиться формы эмоционального неблагополучия. Главной причиной неблагоприятных эмоциональных проявлений выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого [3, c. 61].

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций ребенка 3-4 лет обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Цель констатирующего эксперимента – изучить первоначальный уровень эмоциональных проявлений в поведениидетей 3-4 лет.

На констатирующем этапе было проведено три серии диагностических экспериментов с использованием следующих методик: «Изучение эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» (Э.А. Минкова);  «Изучение выразительных проявлений детей дошкольного возраста в передаче различных эмоциональных состояний» (Э.А. Минкова); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (Э.А.Минкова).

В эксперименте принимало участие 28 дошкольников 3-4 лет МБДОУ «ЦРР-Д/С «Алгыс» с. Чыаппара Чурапчинского улуса, из них 14 детей составили экспериментальную группу, другие 14 детей - контрольную группу. Экспериментальная работа проходила в течение сентября 2015 г. - января 2016 г.

Результаты всех трех серий в экспериментальной группе выявили следующие показатели эмоционального развития детей.

В результатах 1 серии «Изучение эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» (общий уровень эмоционального развития) выявлено, что 7 детей с нормальным уровнем (50 %), 4 детей – с недостаточным уровнем (28,6 %), 3 детей – с низким (21,4 %). Данные 2 серии - «Изучение выразительных проявлений детей дошкольного возраста в передаче различных эмоциональных состояний» позволили нам обнаружить, что дети из экспериментальной группе характеризуются гармоничным проявлением в передаче эмоциональных состояний, каждая эмоциональное состояние понимается ими адекватно и передается ими правильно. Одинаково представлены в экспериментальной группе у каждого ребенка все эмоции – радость, страх, гнев, удивление.

3 серия - «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» дала возможность констатировать, что каждая из представленных эмоций воспринимается детьми контрольной группы правильно, большей частью они были определены детьми правильно. Только 3 ребенка из данной группы допустили ошибки при предъявлении фотографий. Реакции на предъявление фотографий у детей экспериментальной группы отражало любопытство, интерес, оживление. При этом дети задавали много вопросов типа: «А эта тетя кого боится?», «Мальчик на кого сердится?», «А что она увидела?» и т.д.

Результаты анализа данных контрольной группы показал, что в основном, согласно проведенных серий диагностики развитие эмоций детей констатируется показателями недостаточного уровня.

На основе анализа результатов констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей эмоционального развития детей 3-4 лет были сделаны следующие выводы:

- контакты детей со сверстниками бедны по содержанию и эмоционально мало насыщены;

- в игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника;

- дети, находясь рядом, играют порознь, либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер;

- отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа;

- контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).

Цель формирующей работы: создание условий для развития эмоций детей 3 – 4 лет на основе сказкотерапии.

Исследователями Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.М. Костиной, Г.Р. Ломакиной, В.В.  Столиным признается эффективным влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей. В нашем исследовании сказкотерапия применялась на основе игры-драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж ребенка. Слушая сказку, ребенок, проигрывает её сюжет в своём воображении: он представляет себя на месте действия и героев сказки.

Содержание работы по использованию сказкотерапии в развитии эмоций у детей 3-4 лет было направлено на развитие выразительных эмоциональных реакций: радость, удовлетворение, огорчение, сопереживание, симпатия, сочувствие. Ситуации для сказкотерапии мы подбирали без неопределенных и аффективных моментов. Процесс рассказывания и разыгрывания сказок представлял собой действие в форме игры - драматизации. Это вызывало эмоциональный отклик у детей, способствует их хорошему настроению. Волшебный, бытовой, нереальный характер сюжета этих действий активизирует творческое воображение ребенка и способствует раскрепощению, стимулирует возникновению новых для них асоциальных реакций, переживаний, состояний.

Таким образом, он в своём воображении переживает те же эмоции, которыми наделен сказочный персонаж и с помощью воображаемого сюжета справляется с личными переживаниями, чувствами и негативными эмоциями. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях.

Однако не каждый ребёнок обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется такая постановка сказок с помощью разных видов кукол. Осознание проявления своих негативных эмоций: возмущения, недовольства, гнева и др. – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их. Поэтому правильно организованная постановка послужила эффективным средством для коррекции этих эмоций. Находясь, достаточное время в активном творческом состоянии, выполняя действия во время спектакля, дети всестороннее развиваются, осваивая новые социальные эмоции. Дети успешно овладели средствами речевой и двигательной выразительности.

Таким образом, реализация нами разработанной коррекционной работы  на основе сказкотерапии позволила достичь высокого уровня эмоционального развития у детей 3-4 лет в ходе «проживания» под маской множества жизней, которая позволила значительно обогатить интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж ребенка.