Полный текст статьи
Печать

        Современное образование требует от учителя умение выстроить систему сопровождения учащихся следующим образом: от слепого подражания и копирования к самостоятельному творческому проявлению индивидуализации.

        Ребенок (индивид) - это чистый лист бумаги, воспитание,которого складывается из трёх составляющих:природы,вещей и людей.Но его необходимо вооружить универсальными учебными действиями, научить ими пользоватьсяиндивидуально для решения простых и сложных задач.

         Задача же учителя современной школы,осуществляющего инновационную деятельность, с тьюторской позиции,меняется.Он должен не стандартизировать познавательную деятельность обучающихся, а развивать, накапливать имеющийся потенциал универсальных компетенций и  способствовать реализации их в жизненном опыте.           Требование современного общества: «Научить ребёнка жить,а не существовать».Мы взрослые, не должны забывать о том,что он «уже человек сегодня,а не завтра», поэтомусоздание индивидуального образовательного пространства ученика является не только эффективной деятельностной средой реализации его собственного опыта, но и помогает решать ряд важнейших педагогических задач,таких как:

-поддерживает позитивные устремления ученика «жить» в современном мире;

-развивает умение «договариваться»

-способствует развитию практически планировать собственную деятельность;

-осуществлять намеченное, поэтапно внося корректировки;

-формировать стабильную оценочную деятельность.

      Всё это важнейшие составляющие процесса социализации.

      Как же обучающемуся увидеть своё образовательное пространство, как открытое? Как начать эффективно использовать весь потенциал для построения своей собственной индивидуальной образовательной и воспитательной  программы?На эти вопросы можно ответить таким образом,что  и учитель,и ученик не должны быть « разнокалиберными винтиками» образовательной машины. В этом и простота,и сложность.В современных условиях у ребенка должна быть сформирована ответственность перед самим собой. На наш взгляд в этом помогает работа педагога, обладающего тьюторскими компетенциями. Эта деятельность складывается из нескольких этапов. Первый - информационно – аналитический,целью которого является углубленное психолого – педагогическое изучение учащихся.В ходе его реализации, возможно, использовать следующие методы: наблюдение, собеседование, анкетирование, изучение документации (в том числе и первый диагностический срез психологической службы, который технически показывает различные уровни интеллектуальной деятельности, творческую направленность обучающихся).Это и становится определяющим мотивом,дальнейшим стимулом к действию учителя.Только такая совместная деятельность даствозможность, чтобы былдостигнут необходимый качественный уровень личностных, мета предметных и предметных результатов обучения

          Итак, определив зоны дальнейшего развития обучающегося, зоны его движения, выстраивается предполагаемая степень адаптации к новым жизненным ситуациям.

         При этом необходимо фиксировать накопленный материал в плане индивидуальной работы, задавать фокусы освоения обще учебных и мета предметных умений в урочной и внеурочной деятельности. Планировать предположительно используемые мета предметные ресурсы для успешной ориентации в вариативном образовательном пространстве.

          Ресурсами могут быть: библиотечный фонд, консультативная помощь учителей - предметников, кабинет информатики как помощник в поиске дополнительной информации (индивидуальной и групповой), лагерь актива школы, профильный лагерь, многообразие элективных курсов, кружков и секций, приглашаемые специалисты для удовлетворения запросов обучающихся. Наше образовательное учреждение,обладая таким разнообразием ресурсов, дает возможность педагогам сопровождать обучающихся в их использовании,а также  ориентироваться в их избыточности.

           Но уже на втором этапе, который нами назван «организационно – деятельностный», чётко определены ресурсы. Целью, этого этапа является составление и реализация программы «Хочу быть успешным».На этом этапе сформулирована проблема, под нее корректируется цель, составляется план работы, определяется оснащённость ресурсами собственного продвижения, расширяется или сужается индивидуально-образовательное пространство, определяется степень риска и собственно организуется деятельность.

         На  вопрос: «А что если ребёнок не хочет быть успешным?» - ответ можно дать очень корректно. Деятельность классного руководителя с тьюторской позиции и учителя - предметника с тьюторской позиции - сопровождать любой«интерес» обучающихся,используя свой опыт.

         Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или известны заранее. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью,собственными силами и напряжением. Извне он может получить только возбуждение…

         Совместная деятельность учителя - предметника,психолога,родителя и классного руководителя  помогают рассмотреть позиционное движение обучающегося в индивидуальном пространстве, зафиксировать в индивидуальном плане развития обучающихся в рамках социальной адаптации,  найти проблемные растяжки, намерения обучающегося и возможности среды.Эта совместная работа дает наиболее корректное обеспечение способов ориентации в вариативном образовательном пространстве, выявление и определение профильности. Нами зафиксированы, по выявленным зонам, достижения обучающихся и тьюторское сопровождение поможет способствовать в дальнейшем развитию познавательной активности.

         Третий этап, контрольно – диагностический, целью которого является выявление динамики развития обучающихся. Этот этап предполагает диагностику познавательной деятельности учеников и диагностику уровня социальной адаптации обучающихся.

        Динамика успешности фиксируется в личных «Портфолио», а динамика развития интереса - в «Картах интереса». На наш взгляд очень важно увидеть изменения интеллектуального развития, изменения интересов и склонностей. На основе диагностического материала составляется индивидуальная рейтинговая карта, фиксируется уровень социальной адаптации. Для того, чтобы оценить качество своей деятельности, тенденции в успешности обучающегося, необходимо обозначитьнаправления коррекционной работы с использованием мета предметных ресурсов.В результате  корректировки индивидуальных программ развития ребёнка - определение целей и мероприятий на предстоящий период времени, наша деятельность предполагает: анализ и самоанализ работы, выявление степени задействованности  внешних и внутренних ресурсов.